РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
OБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЧЕРНОМОРСКО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА



Формирование национальной идентичности у талышей Азербайджанской Республики (I)

Введение

Территория современной республики Азербайджан с древних времен входила в ареал влияния иранского культурного мира. Само название страны — Азербайджан — перенесенный с одноименной провинции Северо-западного Ирана топоним. По крайней мере с раннего средневековья можно говорить о различных группах ираноязычного населения компактно проживающего на территориях ныне входящих в Азербайджанскую Республику (АР). Территория АР, или ее части в том или ином статусе входили в состав различных иранских государственных образований, начиная еще со времен империи Ахеменидов. Можно сказать, что для большей части территории нынешнего Азербайджана иранский ареал, и иранская традиция стала доминирующим культурообразующим фактором начиная со средних веков, и вплоть до начала 19 века.

После вхождения территории в состав Российской Империи, со стороны последней проводилась более или менее явная политика по отрыву данного региона от иранского влияния. В этом контексте, российская власть прямо или косвенно способствовала зарождению и распространению тюркской идентичности, основанной на секуляризированных ценностях: в частности на общности языка, вместо старой идентичности, основанной на конфессиональной общности. В результате уже в этот период многие представители ираноязычных народов территории будущей АР либо скрывают свое иранское происхождение, либо подвергаются процессам ассимиляции. Особенно быстрыми темпами этим процессам подверглись так называемые таты-мусульмане (предпочитаемое самоназвание: «парсы») и курды. Другой ираноязычный народ — талыши, хотя и были отчасти подвержены упомянутому процессу, однако в значительно меньшей степени. На сегодня талыши составляют наиболее активную в смысле проявления национального самосознания ираноязычное меньшинство в Азербайджанской Республике.

В настоящее время они компактно населяют юго-западные районы АР: Ленкоранский (талышское — Ланкон), Лерикский, Масалинский, Астаринский и Ярдамлинский. Кроме того, другая часть талышей живет в Иране в т.н. талышском районе. Талыши АР — в большинстве шииты, (кроме жителей около 25 горных сел), а иранские талыши — сунниты.

По данным переписи 1894 г. на территории нынешней АР в указанном юго-западном регионе проживало 88.449 талышей. В советский период, однако численность талышей искусственно уменьшалась, в рамках так называемой политики «укрупнения наций». На сегодня, учитывая высокие темпы естественного прироста среди талышей, можно считать реалистичной цифру о 1 миллионе талышей в Азербайджанской Республике (1). Кроме собственно Толыша, представители этого этноса живут также в Баку и Сумгаите и других городах. Впрочем большинство талышей, уже в советский период были записаны как «азербайджанцы». Многие видные представители этого народа, известны как азербайджанцы, но не как талыши.

В конце 1980-ых среди талышей, как и среди других народов бывшего СССР активизируется процесс пробуждения национального самосознания. Особенно интенсивно способствует пробуждению идентичности талышей, кроме прочих факторов, доминирование в постсоветском Азербайджане идеологии тюркизма, выраженной в знаменитой формуле «бир миллет, ики довлет» («одна нация — два государства», речь идет о Турции и Азербайджане), так как талыши очень четко противопоставляют себя тюркскому миру.

Своеобразной кульминацией талышского движения в Азербайджане, одновременно, ставшей и точкой отсчета для активистов движения в плане дальнейшего его развития, стали события, связанные с провозглашением Талыш-Муганской республики (ТМР, вариант — Талыш-Муганская Азербайджанская / автономная республика — ТМАР) на юго-западе Азербайджана в 1993 г. Вкратце хронология событий следующая.

Еще 21 июня 1993 года группа военных под руководством полковника и полевого командира Карабахской войны Аликрама Гумматова объявила о создании Талышской Муганской Республики на территории семи юго-восточных районов Азербайджана. 7 августа того же года в Ленкорани состоялось учредительное собрание Народного меджлиса (НМ) Талышской Муганской Автономной Республики на | котором депутатами семи районных Советов единогласно была провозглашена ТМАР. На собрании НМ ТМАР были избраны президент ТМАР — Аликрам Гумматов, председатель НМ, принят конституционный закон, учреждены гимн, флаг и другие атрибуты республики. Одно из главных требований лидеров ТМАР от руководства Азербайджана — немедленный созыв сессии Верховного Совета Азербайджана и рассмотрение вопроса о провозгашении ТМАР. 24 августа 1993 года ТМАР была упразднена, и все ее лидеры — президент, министр обороны и еще более 20 человек.

Надо заметить, что это не первый прецедент полунезависимого или независимого государственного образования на территории Толыша. В средние века время существовало Талышское ханство, в 1919 году была провозглашена Талышская Муганская Советская Республика и т.д.

Идея провозглашения автономной республики была включена Гумматовым и известным талышским поэтом Али Насиром в программу Ленкоранского отделения Народного фронта Азербайджана еще в 1989 году. Гумматов тогда был одним из лидеров НФА, однако после прихода к руководству НФА команды Абульфаза Эльчибея он покинул ряды фронта. Гумматов несколько лет воевал на карабахском фронте и там же командовал Ленкоранским батальоном, затем несколько месяцев был замминистра обороны Азербайджана.

10 июля в Баку состоялась встреча Гумматова и Гейдара Алиева. Алиев, обещая ему высокую должность в республике, требовал распустить ТМР. В четырехчасовом разговоре Гумматов и Алиев не нашли общего языка. Вернувшись в Ленкорань, Тогда Гумматов и поручил руководителям семи районов, входящих в состав ТМР, созвать сессии своих районных советов. После провозглашения ТМАР Алиев еще раз, 12 августа встретился с ним за закрытыми дверями. Разговор снова не дал никаких результатов. 16-17 августа Алиев созвал внеочередную сессию меджлиса Азербайджана, которая приняла постановление, по которому в течение трех дней должны быть «восстановлен порядок в южном регионе». 23 августа Алиев по центральному республиканскому телевидению обратился к местному населению с призывам упразднить власть Гумматова. Алиев отправил в Ленкорань руководителей МВД МНБ и МО и отряды спецназа. Не найдя резервов к сопротивлению Гумматов покинул штаб и скрылся в талышских горах. Через несколько месяцев он был арестован у себя дома (2).

Эти события, несмотря, на краткое существование ТМР, стали основным прецедентом, к которому апеллирует нынешнее талышское население, а Гумматов, освобожденный из заключения лишь в сентябре 2004 года, символом и лидером движения. В этой связи интересно заявления А. Гумматова, сделанное им в суде 15 июля 2002 г.: «Де-юре, Талыш-Муганская автономная республика (ТМАР) существует и в настоящее время, а я, в течение девяти лет отбывающий наказание, являюсь ее действующим президентом» (3).

* * *

Что касается т.н. «парсийского» («татского») (4) движения, то пока, рано говорить, о том насколько его можно назвать состоявшимся. Однако и здесь за последний, как минимум год, наблюдается переход от слов к делу. Лучшее подтверждение этого новый ресурс — shirvan.org, вокруг которого начинает сосредотачиваться деятельность татских активистов. «Парсийское» движение на данном этапе практически не имеет политических лозунгов и символики. Основной акцент делается на пробуждении этнического самосознания и так сказать «культурное просветительство». Впрочем, для выдвижения каких-либо политических лозунгов либо’ целей, у «парсов» на сегодняшний день нет ресурсов. Хотя у активистов и «сочувствующих» движению имеются довольно заметные политические пристрастия. Прежде всего это антитурецкая и проиранская ориентация и неприязнь к «правлению в Ширване» представителей нахичеванского и ереванского кланов. В этом смысле «парсийское» движение близко к талышскому.

Что касается курдов, то к настоящему времени оформленного курдского движения в Азербайджане не наблюдается. Курды в основном упоминаются в контексте предполагаемого курдского происхождения лидеров нахичеванского клана (5) и других представителей политической элиты, в т.ч. и оппозиционных деятелей. Впрочем, даже если большая часть этих людей и правда имеют курдское происхождение (что вообщем-то не представляет из себя ничего невероятного), о курдском самосознании у них говорить конечно не приходится. Это тюркоязычные люди, с соответствующим самосознанием, а некоторые из них, как лидеры Мусавата и «Серых волков» известные тюркские националисты, часто крайнего толка (6).

Национальное движение талышей Республики Азербайджан на нынешнем этапе

В настоящее время национальное движение талышей Республики Азербайджан следует считать состоявшимся или близким к состоявшемуся. Это движение обладает многими «родовыми признаками» вновь зародившегося национального движения и характерными чертами присущими определенному этапу становления современного национальному самосознания.

Одновременно можно сказать, что талышское движение представляет неплохо организованную сеть, состоящую из активистов движения в диаспоре и частично в самом Азербайджане, с налаженной связью между ними, с обменом информации и согласованностью деятельности, с неким единым семантическим, символическим и информационным полем, в котором много лакун, но само наличие которого уже можно констатировать. Основными темами, которые циркулируют в информационном поле этой сети являются: уточнение и формулировка политических и национальных целей движения, вопросы национального литературного языка, а также конструирование национальной истории. Можно сказать, что есть определенный консенсус вокруг этих тем, хотя есть взгляды представляющие разные фланги. Наличествует некий набор символов, вокруг которых происходит консолидация различных флангов. Среди этих символов следует отметить в первую очередь события 1993 года, связанные с провозглашением Талыш-Муганской Республики (ТМР) и личность Алакрама Гумматова (Alakram Hummatov; встречаются также варианты: Аликрам, и Гумбатов (7), в последнее время также в исконно талышском варианте: Гумматзода). ТМР и личность Гумматова — темы которые, насколько мы можем заметить, не вызывают никаких существенных разногласий среди талышских активистов, и можно сказать, что отношение к этим двум «символам» — та красная линия, та граница, которая отделяет последователей талышского движения от их оппонентов (в первую очередь азербайджанцев с тюркским самосознанием в т.ч. и оппозиционных по отношению к режиму алиевского клана).

Талышское движение имеет своих представителей в России, некоторых других странах СНГ и в Европе. Оно имеет также свои СМИ — печатные и электронные, а также широкое представительство в Интернете, при чем количество виртуальных талышских ресурсов и частично их качество растет в последние два года. Так, когда впервые в 2003 году, мы стали изучать представленность талышей в «мировой паутине», мы не обнаружили ничего, кроме страничек, размещенных на бесплатных домейнах. За этот период времени, однако появились несколько талышских ресурсов, более высокого качества, размещенных на собственных адресах. Кроме того, появились как минимум два интернет-форума, посвященных специально обсуждению талышской проблемы.

Основной центр деятельности талышского движения и генератор идей и формулировок — это диаспора. Наверное, можно говорить о двух центрах: Москва (шире Россия) и Голландия (возможно, шире: Западная Европа), где с осени 2004 г., находится освобожденный под давлением европейских структур из многолетнего тюремного заключения, А. Гумматов.

На данный момент основным источником информации по талышскому движению, исключая устные или полевые материалы, должны быть признаны сетевые ресурсы.

После отдельных попыток создания талышской газеты в годы перестройки (начиная от Вильнюса, заканчивая Санкт-Петербургом), на сегодняшний день имеются три газеты — «Толыши сэдо», «Талышский вестник» и «Толыш». Первая выходит в Баку, является органом Республиканского Талышского Центра Культуры, (издается на трех языках: талышском, азербайджанском и русском), печатается нерегулярно, используя основную часть своего объема для материалов на азербайджанском (тюркском языке); газета культурно-просветительской, исключительно неполитической направленности. Печатается на латинице, плохо понимаемой читателями, что вызывает недовольство. В последние годы престиж газеты, как выразителя чаяний талышей, по оценке талышских активистов из диаспоры, явно упал. По сравнению с информативностью тюркоязычных газет — «Толыши сэдо» фактически неконкурентоспособна. Если не поддерживать газету экономически, она явно уйдет со сцены. Вторая газета — «Талышский вестник», является печатным органом Московской Региональной Талышской Национально-Культурной Автономии; основана обществом «Авеста». Издается на двух языках (талышском и русском), печатается нерегулярно, имеет сугубо культурно-просветительскую направленность; за несколько лет выпущено лишь 15 номеров газеты. Сказывается ограниченность кадрового ресурса. Эта газета, опять-таки по оценке активистов, не имеет особой популярности, видимо, по причине недоставки и неспособности выразить пожелания и спрос талышского населения. Распространяется в основном в Москве, спорадически отправляется в другие пункты РФ. Экономически несамостоятельна, что также как и в случае с «Толыши сэдо» может привести к ее уходу со сцены. Третья газета — «Толыш» издается в Петербурге, и имея в основном политическую направленность, преследуется в Азербайджане, куда доставляется спорадически. Газета вызывает интерес среди читателей Талыша. Так же как и «ТВ», испытывает кадровый голод. Возможности свободной продажи в Азербайджане не имеет по причине своей оппозиционности существующему режиму в Азербайджане.

Пожалуй самым информативным источником о современных тенденциях внутри талышского движения являются, электронные ресурсы, в основном русскоязычные, созданные активистами-талышами. Среди этих ресурсов имеются, как полноценные, развивающиеся, так и представляющие, свой, особый интерес, домашние странички отдельных индивидуумов-талышей, проникнутых национальной идеей. Эти ресурсы содержат весьма разнообразный и многослойный материал, начиная от электронных версий СМИ, информационных агентств, электронных библиотек и т.д., которые позволяют познакомиться так сказать с «официальной» точкой зрения талышского движения на политические, национальные, культурные, исторические и т.д. вопросы, с новостями, — и заканчивая форумами, где наглядно прослеживается зарождения идей, и живой процесс возникновения и развития национального самосознания. Кроме того, форумные дискуссии, как и ресурсы в формате «домашних страничек», дают возможность познакомится так сказать с «неофициальной», «необработанной» частью внутриталышского дискурса. Можно указать на следующие талышские сетевые ресурсы, в число которых входят как «официальные» или «полуофициальные» ресурсы, созданные и развиваемые активистами национального движения, так и домашние странички, часто весьма плохого технического качества, давно не обновляемые, неграмотные с точки зрения языка, на котором они составлялись, но тем не менее интересные своим «живым», «наивным» контентом: tolishpress.com, talishica.org, talishvestnik.boom.ru, talish-media.narod.ru, atropat.narod.ru, talish.narod.ru, talish-muganar.narod.ru, talinf.4t.com, tolish.narod.ru, tavalesh.com и talishdili.4t.com. Обязательно надо отметить также часть форума на azdiaspora.org, посвященную специально талышам, где фактически происходит основной процесс обсуждения политических и национальных целей талышского движения между активистами-талышами.

Ресурс tolishpress.com представляет из себя фактически единственное в своем роде талышское информационное агентство, где даются, как новости, связанные с талышами, так и азербайджанские и мировые новости, в контексте талышского движения. На сайте было опубликовано впервые интервью с вышедшим на свободу Алакрамом Гумматовым, которое является своего рода документом-ориентиром для талышского движения сегодня. Ресурс talishica.org — содержит в основном культурный и «просветительский» материал, видимо создатели ресурса сознательно избегают политических и общественных вопросов. Сайт содержит много интересных материалов по языку, этнографии, истории и т.д. Форум сайта — очень интересен, тем, что дает возможность наблюдать живой процесс обсуждения вопросов связанных с проблемами становления литературного языка, алфавита, конструирования национальной истории и других вопросов становления национальной идентичности. Остальные ресурсы, указанные нами, представляют большей частью домашние странички. Сайт tavalesh.com, посвящен талышам, живущим в Иране.

На основании указанных материалов можно дать краткое представление об основных национально-политических требованиях, которые на сегодняшний день вырисовываются в результате обсуждений талышских активистов, а также высветить процессы становления национальной идентичности, связанные с обсуждением проблем литературного языка, национальной истории, национально-исторической мифологии, и картины мира, включающей в себя образы национального Я, национальных героев, образа врага и внешних ориентации.

В качестве иллюстрации формулирования политических требований, можно привести отрывки из интервью, данного А. Гумматовым после освобождения из заключения. Однако, следует иметь ввиду, что интервью дано с расчетом на общеазербайджанскую аудиторию, и цели сформулированные в нем, касаются не только и иногда даже не столько, только талышского движения, сколько всего оппозиционного движения в Азербайджане, а еще точнее той его части, которая противостоит не только нынешнему режиму, но идеологии тюркизма вообще, отделяя себя от протюркской части оппозиции («Мусават», «Серые волки» и т.д.).

В своем интервью Гумматов дает следующие цели широкого оппозиционного формата, включающего в себя талышское движение:

«1. Освободить Азербайджан от действующего авторитарного военно-полицейского режима, точнее незаконной власти алиевского клана;

2. Покончить со всеми распрями и идеологическими разногласиями во имя будущего Азербайджана и объединиться в едином патриотическом блоке. Только такой блок, выставив свою единую кандидатуру, сможет победить на региональных, парламентских и президентских выборах.

3. Выход на демократический путь решения коренных проблем Азербайджана возможен лишь после замены действующего военно-полицейского режима будущей гуманной и демократической властью, которая должна будет решать следующие задачи:

а) создать истинно правовое государство и гражданское общество;

б) освободить Нагорный Карабах, и тем самым обеспечить возвращение в свои родные края беженцев и вынужденных переселенцев. Клан, находящийся у власти последние 10 лет, не сделал ничего для освобождения Нагорного Карабаха, что должно считаться его величайшим преступлением перед азербайджанским народом;

в) признать многонациональность азербайджанского государства и дать каждому народу права на самоуправление. Это включает в себя право читать и писать, получать начальное, среднее и высшее образование на родном языке, иметь собственные теле- и радиоканалы, изучать и развивать историю и культуру, традиции и обычаи своего народа. Создание такого государства подразумевает полное равенство всех народов республики во всех областях общественной жизни, независимо от их национальной, религиозной или расовой принадлежности».

Как видим, собственно требования о самоуправлении для отдельных народов даны в последнем пункте и касаются не только талышей. Сама формула дана достаточно расплывчато, в том смысле, что не выдвинут лозунг об автономии прямо. В интервью остается много места для дальнейших маневров, что понятно. Интересно, как сам Гумматов оценивает сегодняшнее положение талышского национального движения и свои дальнейшие планы:

«Сегодня талышское национальное движение представляет собой мощную и организованную силу, борющуюся за права и свободы всех народов Азербайджана: с ним считаются как в республике, так и за ее пределами. Уже сейчас и правительство, и оппозиция в Азербайджане при принятии определенных решений рассчитывают возможную реакцию нашего движения, ибо им все труднее глушить и блокировать (как это было в середине 90-х гг.) наши протестные голоса, которые уже слышны в кулуарах ООН, Совета Европы, других международных инстанциях»

«ТОЛЫШПРЕСС: Вопрос в тему: думаете ли о том, чтобы продолжить однажды начатое дело?

Вне всякого сомнения! Как я уже отметил выше, преследования и давления многих лет, тяжкая тюремная жизнь не сломили мою волю, не потушили пламя свободы в моем сердце. Сегодня я с еще большим воодушевлением готов продолжить политическую борьбу. В связи с этим хотел бы прояснить читателям некоторые моменты.

Несмотря на то, что со времени объявления независимости минуло уже без малого 15 лет, многие коренные социально-экономические, общественно-политические, нравственно-этические и национальные проблемы не только не решены, а наоборот, еще более усугублены».

В целом, как видим, Гумматов позиционирует себя в качестве одного из лидеров общеазербайджанского масштаба. Нам кажется, что в качестве иллюстрации позиций талышского движения в части собственно талышских проблем политического характера более характерны высказывания талышских юзеров, обсуждающих данные проблемы в рамках сетевых дискуссий. С одной стороны юзеры выступают под псевдонимами, что дает им большую раскрепощённость, с другой стороны, насколько можно судить за период почти двухлетних наблюдений за ходом дискуссий, тон в обсуждениях задают активные деятели талышской диаспоры, и национального движения зрелого возраста и с жизненным опытом, в т.ч. опытом участия в событиях конца 80-ых, начала 90-ых гг., так что их мнение скорее всего следует признать репрезентативным для талышской элиты, ориентированной на развертывание национального движения. Надо сказать, что за два года обсуждений, насколько мы можем судить, формулировка основных национально-политических целей близка к некоему консенсусу, в определенных рамках. Говоря общо, это требование автономии, сравниваемой с автономией Нахиджевана и, осторожнее с политическим статусом Нагорного Карабаха.

Формулировки с требованием автономии можно представить в диапазоне от умеренных и осторожных до более резких и крайних. Вот пример умеренной формулировки, взятой из сетевых дискуссий, на форумах azdiaspora.org:

«если реальные шаги государством будут осуществлять в направление культурной автономии и экономического благополучие Талышского региона может и отпадать требования о территориальной автономии» (8).

Как крайнюю можно рассматривать другую формулировку:

«И если чуть-чуть профессиональнее посмотреть на эту проблему, то решить ее навсегда и гарантированно можно только в двух случаях: полный суверенитет, 2) территориально-административная автономия, то бишь самоуправление. Лучшим решением является первый пункт (без всякой политической подоплеки, поверьте), компромиссом с небольшим риском является второй пункт. Я надеюсь, что нам удастся найти компромиссное решение и не потерять связей с Азербайджаном, так как это выгодно и нам тоже»

Между двумя этими позициями — можно поставить более развернуто представленные цели, сформулированные одним из самых активных участников дискуссий по талышской тематике, и взятой из недавнего обсуждения вопроса на том же форуме:

«Я думаю что уже пора нам заявить, что наша цель — территориальная, экономическая и культурная автономия! Мы или должны прийти к власти в Азербайджанской Республике или добиться территориальной автономии. Другого нам не надо. Исходя из этого, я прихожу к мнению, что талышское движение должно добиваться территориальной, экономической и культурной автономии с широкими полномочиями. Пути к этому:

1) Возродить значение языка и придать ему de facto статус общеупотребительного основного средства общения и обмена информации по всему региону и между представителями талышского народа повсеместно.

2) Найти удобные формы для развития талышских национальных бизнес-групп, поддерживающих идею национального возрождения, т.к. без национальной буржуазии не может быть поддержки нации.

3) Создать мощную идеологическую базу и резервы для поддержки и становления приоритетом для всех национальной идеи.

4) Создать действенные рычаги противодействия ассимиляции и экономической зависимости талышей от внешних и внутренних сил».

С этим мнением соглашается другой активный участник дискуссий, с двухлетним стажем участия в подобных обсуждениях: «Полностью согласен! Поэтому, считаю совершенно неуместными какие-либо склоки и недоразумения! Цель достаточно ясно высказана и поставлена. Нам необходимо лишь договориться о плане практических действий. Остальное — будет лишь ни к чему не ведущим пустым разговором».

Таким образом можно придти к выводу, что требование автономии — от культурной до территориальной — является консенсусной формулировкой, приемлемой для людей, которых можно назвать формирующейся талышской элитой.

(Окончание следует)

Грант ТЕР-АБРААМЯН. Источник: Очерки по истории и культуре талышского народа. Выпуск 1. Ереван. 2007. — с. 17-40.

_____________________________

(1) Гарник Асатрян — «Талыши» в Г. Астарян «Этюды по иранской этнологии», Ереван, 1998, стр., 3-11.

(2) см например http://talish.narod.ru/hist01 .htm (по материалам «Независимой Газеты»)

(3) см. Газета Зеркало от 16.07. 2002 и http://tolishpress.com/cgi-bin/tolish.p]?action=history.

(4) Самоназвание «парс», не следует путать с омонимичным наименованием последователей зороастризма в Индии и Иране. В нашем случае «парсами» предпочитают себя именовать представители народа, которые в советской этнографической литературе были известны обычно под названием «татов-мусульман». Этноним тат — сами представители этого народа воспринимают скорее как пейоратив.

(5) Под нахичеванским кланом часто понимают не только семью Алиевых, но и многих деятелей из противоположного лагеря, имеющих нахичеванское происхождения, среди которых также покойного президента А. Эльчибея (настоящая фамилия — Алиев), которому также приписывается курдское происхождение.

(6) Среди выраженных сторонников тюркизма в Азербайджане курдское происхождение иногда приписывается в частности лидеру партии «Мусават» Иса Гамбару (выходец из Физулинского района), а также лидеру пантюркистской организации «Серых Волков» — Искандеру Гамидову. Эта ситуация часто срванивается с турецкой, где многим деятелям тюркского национализма от Зия Гек Альпа до президента Озала, также часто приписывается курдское происхождение (реальное или предполагаемое). Вообще следует заметить, что курды Азербайджана, являясь шиитами, в течении 20 века, проявили сильную тенденцию к естественной ассимиляции с тюркоязычными азербайджанцами.

(7) Вариант Алакрам Гумматов — используют сами талыши, а в азербайджанской прессе обычно пишут Аликрам Гумбатов.

(8) http://www.azdiaspora.org/forum/index.php?showtopic=44&st=20 (последний просмотр: 19.01.2005)

Категории: Конференции, Очерки по истории и культуре талышского народа. Выпуск 1

« Новые тенденции во внутриполитической жизни Ирана
» Искажение истории в Азербайджане на рубеже ХХ–XXI вв.: ответ моим оппонентам (II)
 

 

Видеоматериалы

Дальше

Фото

Дальше

 
Региональная общественная научно-исследовательская организация «Общественный институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона»