РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
OБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЧЕРНОМОРСКО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА



Роль талышей в истории Сефевидской династии

Вступление

О династии Сефевидов, её основоположниках и правителях написано много, и события этого периода истории Ирана изложены с различных точек зрения как иранскими, так и зарубежными исследователями. Между тем, некоторые весьма важные моменты истории этой династии (которая по праву считается первым национальным государством в Иране после принятия ислама) связанные с местом её возникновения и происхождением её основоположников, ускользнули от внимания историков или не были достаточно изучены.

По убеждению значительного количества исследователей тюркского происхождения, предки основоположников этой династии первоначально жили не на иранских территориях и имели тюркское происхождение. Другая группа исследователей указывает на курдское происхождение этого рода. Согласно довольно распространённой трактовке — история Сефевидов — одна из больших метаморфоз в истории Ирана, и поскольку изначально они были суннитами и имели не иранские корни, то их ни в коем случае нельзя считать основоположниками первой национальной династии в Иране. Среди современных иранских историков Ахмад Кясрави первым опроверг мнения о тюркском происхождении предков шаха Исмаиля Сефеви, и указал на иранские корни этой династии.

Кясрави в предисловии своей книги «Шейх Сафи ва табараш» (Шейх Сафи и его происхождение) (стр. 3-4) пишет. «Однако шейх Сафи и все известные нам его предки происходили из азарбайджанских племён и говорили на языке азари; тюркский же, на котором в дальнейшем сочинял свои стихи шах Исмаил был освоен представителями этой семьи значительно позже». Можно отметить, что между шейхом Сафи и шахом Исмаилом, которых разделяют приблизительно 200 лет, в этом семействе произошли три изменения.

• Сам Шейх не был сейидом, но эго потомки стали сейидами.

• Шейх был суннитом, но его потомок Шах Исмаил принял шиизм.

• Шейх был ираноязычным, но его потомки освоили тюркский.

В этой статье автор попытается на основании исторических документов и исследований сделанных в области географии и языкознания окончательно опровергнуть мнения о тюркском происхождении династии Сефевидов, указать на их родство с иранской народностью талышей, и доказать, что первоначальным местом обитания этого народа является Талыш.

Историческое прошлое Талыша и талышей

Талыш — название провинции, где обитает народность под названием талыши. Историческое прошлое, происхождение и первоначальное место обитания этой народности всегда порождало много споров в исследовательских кругах. По этому поводу делалось много предположений, высказывались различные точки зрения, но, к сожалению, ни в одной исследовательской работе не был дан исчерпывающий ответ на все заданные вопросы.

На основе этих исследований, а также сведений античных, а позже исламских авторов можно делать вывод, что талыши являются наследниками кадусиев. К такому же выводу пришли Гезенфун, Ягут Хамави, Дьяконов, Ахмад Кясрави, Марсель Базен и другие. Помимо них, о прямой связи талышов с кадусиями указал проф. ЕрГУ Г. Асатрян. Он сумел с лингвистической и иных точек зрения подтвердить, что талыши являются наследниками и потомками кадусиев. Исследование, сделанное Г. Асатряном, на мой взгляд, является достаточно исчерпывающим и достоверным. Поэтому мне лишь остаётся указать ещё на один, последний весьма важный пункт из истории талышей. Вопрос в том, совпадают ли географические границы местообитания древних кадусиев с нынешней областью проживания талышей.

По-моему, учитывая прямые и косвенные исторические, географические, лингвистические сведения можно с достаточной уверенностью утвердить, что Ардабиль и Халхал были частью местообитания кадуситов.

Общность этнического, географического и лингвистического происхождения талышей и династии Сефевидов

Как уже говорилось, Ахмад Кясрави одним из первых среди современных иранских исследователей высказал мнение о не тюркском происхождении Сефевидской династии и причислил их в ряд коренных жителей Азарбайджана. Кясрави подчеркнул три основные трансформации, которые имели место в истории этого рода в течении двухсот лет. По его мнению эти три преобразования заключаются в следующем: в языке (они перешли с иранского на тюркский), в вероисповедании (будучи суннитами приняли шиизм), в происхождении (причислили себя к сеидам). Несмотря на некоторые погрешности в работе Кясрави, с основными его взглядами можно согласиться. К сожалению, по сей день ход вышеуказанных преобразований не был досконально изучен, и по этому до сих пор существует неопределённость по поводу локализации их осуществления.

Кясрави в предисловии своей книги «Шейх Сафи и его происхождение» пишет о всех этих преобразованиях, указывая, что все исследователи восхваляли сеидское происхождение Сефевидов, выводя при этом этот род от Мусы аль-Казыма. Ясно одно: сеидское происхождение было сильным рычагом для захвата и удержания власти, чем и воспользовались Сефевиды, и без всяких сомнений, этот факт помог им завоевать уважение и доверие народа.

Но во время изучения языка азари, читая четверостишия написанные шейхом Сафи, великим предком рода Сефевидов, я нашёл его биографию, в которой нет и намёка о сеидстве шейха Сафи. Только после его смерти сын и наследник Садр ад-Дин, с помощью мюридов приписал своему семейству сеидское происхождение. И ещё выяснил, что дед того самого шаха Исмаила, который мечом защищал Иран от суннитов, был суннитом. Шейх Сафи и его предки были родом из Азарбайджана и говорили на языке азари, а тюркский на котором сочинял шах Исмаил был принят в этом семействе значительно позже.

Происхождение предков Сефевидов

Среди предков шейха Сафи самим известным был Фирузшах Заррин Коллах, смотритель гробницы Имама Резы в Машхаде. Когда султан Ахмад решил завоевать Мугань и Грузию, он взял с собой в поход и Фирузшаха, и после того как они дошли до Азарбайджана, султан Ахмад велел Фирузшаху обосноваться в Ардабиле и распространять основы ислама среди жителей Мугани и соседних областей. Фирузшах провёл большую часть своей жизни в Ардабиле проповедуя ислам. После этого он переселился в Гилян, избрал себе местом жительства деревню под названием Рангин и прожил там до конца своих дней. Его дети оставили Рангин, переехав сначала в Эсферанджан, а после в Голхаран, где взяли в свои руки бразды правления. Там некоторые из них были и похоронены. Известнейшим из потомков Фирузшаха был шейх Сафи Аддин Эсхаг известный как шейх Сафи ад-Дин Ардабили.

Ардабили с юношеских лет был человеком высокой нравственности. Чтобы встретиться с известным муршидов шейхом Захедом Гилани, Ардабили отправился в деревню под названием Хелие Кяран (на севере современного Талыша) и в 1284 году представился Шейху Захиду Гилани (Ибн Безар Ардабили, Сафат ас-Сафа, тасхих-е Кголамреза Табатабаи Маджад, 1373, с. 113-159).

Сафи ад-Днин под наставничеством шейха Захеда вёл аскетический и духовный образ жизни. Шейх, который очень симпатизировал ему, выдал за него замуж свою дочь Фатиму и сделал Сафи ад-Дина своим наследником. В 1301 году шейх Захед скончался и Сафи ад-Дин похоронил его в Сиавруд Талеше, а после вернулся в Ардабиль, где принял управление орденом и местным народом (Селселат ол-Насаб-е Сафавие, с. 39; Хабиб ол-Саййар, с. 8-9).

Нужно подчеркнуть, что предки шейха Сафи, вопреки мнению Кясрави и его единомышленников, не принадлежали азарбайджанским племенам, и если наверняка назвать их талышами невозможно, то можно достоверно считать хотя бы ардабильцами. Во всяком случае, они в большей мере талыши, чем Азербайджанцы, поскольку в географическом плане область деятельности Сафи ад Дина и его детей совпадает с границами Талыша.

Сам Шейх Сафи, после встречи с Захидом, в течении двадцати лет жил на севере Талыша. На протяжении всего этого времени он с позволения Захида ехал по важным делам в Голхаран. Тем временем на севере Талыша у шейха Сафи появилось множество последователей среди местных жителей. Благодаря его женитьбе на Фатиме его дети на половину были талышами. И что очень важно, эмир Тимур Гургани в 809 году (лунного календаря) после встречи в Ардабиле с Ходжа Али Нух шейхом Сафи ад-Дином и его сыном и наследником Садрадином Муса не только отпустил по их просьбе османских пленников, но и причислил несколько полян и деревень на юге Талыша к их владениям, в том числе Астару, Горганруд и Ардабиль (Селселат ол-насаб-е Сафавие, с. 48).

Лингвистические аргументы

В родословной книге Сефевидов, одним из внуков шейха Захида Гилани написанной шейхом Хусейном, 11 четверостиший приписывается шейху Сафи Ардабили, великому предку Сефевидов, который сочинял на древнем языке Ардабиля (Мухаммад Амин Адиб Туей, Забан-е Фарси дар Азарбайджан, с. 198, Бе нагл-е нашрие-е данешгах-е адабиат-е Табриз, сал-е хафтом, шомаре-е чахаром, 1335, тахт-е онван-е фахлавиййат-е забан-е азари дар кгарн-е хаштом ва нохом).

Все четверостишия, которые дошли до нас от имени шейха Сафи и его современником, таких как Йакуб Ардабили и Абд ол-Кадер Марагеи, показывают, что в Ардабиле и в Азарбайджане в то время говорили на языке, который можно назвать татским и у которого много общего с талышским.

Как Сефевиды приняли шиизм

Согласно имеющимся данным, с которыми соглашаются большинство историков и исследователей Сефевидского периода, шейх Сафи ад-Дин Ардабили исповедовал суннизм ханафитского толка, и только среди его потомком распространился шиизм двенадцати имамов (ал-исна’ашария). Но когда конкретно началась эта тенденция, по сей день окончательно не выяснено. Конечно, есть некоторые предположения, беглый просмотр которых дает основу полагать, что тенденция к шиизму в этой семье возникло опять таки в районе Гиляна и Талыша в будущем могут послужить основой для дальнейших исследований.

Во времена Аббасидов, область находившаяся на севере гор Эльбруса послужила для жителей этого района лучшим убежищем от арабских нашествий. Эти места (от Муганьской равнины и Талыша до реки Атрек) конечно несколько раз подвергались атакам со стороны арабов, но им удалось почти полностью сохранить свою независимость, там даже появились местные династии, как например Дейламиты и Буйиды.

Мало помалу Дейламиты, а в дальнейшем Буйиды укрепили свою власть в регионе и выступили против Аббасидских халифов. Буйиды даже сумели достичь того, что их называли шахиншахами, то есть назвались наследниками Сасанидов, ограничили власть Аббасидских халифов, оставив им в управление только духовные дела уммы. Халиф был вынужден дать им титул «Амир ол омара», сам он мог выходить из своей резиденции только для посещения мечети вовремя пятничного намаза, да и то, только на очень короткое время.

В течении долгого времени в прибрежных провинциях Каспийского моря появлялись иранские династии, которые пользовались достаточной независимостью и свододой. С 250-318 х. в Мугане и Талыше правили Саджииты, с 330-387 х. Салариты (или Мосафериты), 420-511 х. Равадиты, 340-468 х. Шададиты и т.д.

Все эти династии, как было отмечено выше, были достаточно прочными и были почти независимы от Аббасидских халифов, и этот факт послужил почвой, чтобы эти районы стали прибежищем для врагов халифата. Так в 250 году л. х. Хасан ибн Зияд ибн Мухамад, скрываясь от багдадских халифов, обосновался в Табаристане, где был избран падишахом и вплоть до 424 года л. х. алавиты правили в этих областях. После них, с 760-880 годах в Мазандаране правили сеиды из потомков Мар’аши Хусейны, а с 880-1001 гг. л. х. в Гилане правили потомки Киалы Хусейны. Первым, кому удалось непосредственно подчинить своей власти все эти провинции, был Шах Аббас I Сефевид. И поскольку около тысячи лет все эти провинции пользовались независимостью, народ сохранил преданность к шиизму. (Тарих-е эджтемаи ва сиаси-е Иран дар доуре-е ма’асер, джелд-е аввал, Са’ид Нафиси, Энтешарат-е бониад, с. 17-18). И вполне естественно, что приверженность жителей провинции Гилян, и особенно близких людей и советников Шаха Исмаила (посвящённые люди) шиизму, оказало огромное влияние на самого шаха, который также принял шиизм.

Как было сказано, Шейх Сафи ад-Дин, был суннитом-ханафитом. В районе Ардабиля и в части Муганской долины он основал суфийский тарикат, известный как Сефевидский. После смерти шейха среди его потомков начал распространтся шиизм, и уже во время правления шаха Исмаиля шиизм стал официальной религией Ирана. Понятно, что на это решение шаха повлияли его ближащие последоветели (более известные как «посвящённые люди» — Хусейн Бейг-е Лале, Хадем Бейг-е Талеш, Даде Бейг-е Талеш, и Шамс ад-Дин Лахиджани), которые получили высокие должности при его дворе.

Кроме того, корни этого процесса следует искать в общностях между шиизмом и суфизмом.

Роль талышей в приходе к власти династии Сефевидов

В этой части статьи в восьми пунктах будут изложены обстоятельства прихода к власти Сефевидов с подчёркиванием той роли, которую сыграли в нём талыши. Принимая во внимание ограниченный объем статьи, невозможно в деталях описать весь ход событий этого исторического периода.

После смерти Шейха Сафи ад-Дина в 1334 году его сын Шейх Саффар ад-Дин Муса в возрасте 31-ого года присвоил высшую должность отца, став его преемником и подобно ему приобрёл большое влияние на своих подчинённых. Для встречи с ним они группами отправлялись в Ардабиль. (Хабиб ас-Сайар, стр. 8-9).

Малек Ашраф ибн Амир Чупан главнокомандующий войсками Ануширван-хана – последнего из Ильханидских правителей Азербайджана, обеспокоенный усилением влияния Сафи ад-Дина, вызвал его в Табриз с целью убить его. Но не сумев отравить шейх Сафи ад-Дина, Амир Чупан заключил его в здании дворца Рашидидов на три месяца, после чего отпустил на свободу, и Шейх вернулся в Ардабиль. Позже, этот деспотичный правитель вознамерившись во второй раз схватить шейха, после совещания с шахом Аргуном отправил некоторое количество из своего войска для выполнения этого задания. Но Шейх ад-Дин, у которого было много сторонников среди талышей сумел найти пристанище в Талыше. (Селселат ол_насб Сафавие, стр. 42; Хабиб ас_Сейр, стр. 10; Саземан-е едари-е Хокумате Сафави, стр. 242).

В 1403 г. Тамерлан возвращаясь с войны против Османского султана, встретился с Ходжа Али, сыном и преемником Шейх Садр ад-Дина и отдал ему большинство земель и деревень Южного Талыша, в том числе Астару, Горганруд вблизи Ардабиля. Шейх Ходжа Али в конце жизни решил совершить хадж в Мекку, но при возвращении домой заболел и скончался в Палестине в 1427 г. Его гробница известна под именем Сеид Али Моджама (Селселат он-насб-е Сафавие, стр. 45-50; Хабиб ас-Сейр, стр. 11).

С первых дней похода Шейха Гейдара (отца шаха Исмаила) в Дагестан большую часть его войска составляли талыши, самым известным из которых был Даде Бек. В этих походах упоминаются имена «Аби Джаме» и «Джемаат Жулиде» (Минорский, Саземан-е эдари-е хокумат-е Сафави йа талигат-е Минорски бар Тазкерат ол-молук, тарджоме-е Мас’уд Раджаб Ниа, Амир Кябир, Техран, 1361, с. 243).

В 1476 по приказу Гейдара талыши пролили много крови во время противостояния жителей Махмуд Абада (в Мугане) против кзлбашей. Такие же события повторились и во времена Фаррох Ясарвана Ширвашаха в Ширване.

Некоторые из наместников шейха Гейдара были талышами из деревень в поблизости Ардабиля. При Гейдаре они пользовались особенными привилегиями. Согласно Фозлоллах Рузбахан Хоноки Эсфахании: «Талыши со своими постоянными намазами и постами сделали Гейдара своей мечетью и киблой и считали его объектом поклонения». (Вальтер Хинтс, Ташкил-е доулат-е мелли-е Иран, тарджоме-е Кейкавус Джахандари, энтшарат-е Хорезми, Техран 1371, с. 102-104).

После смерти Гейдара его сын и преемник Али Мирза (вступил на трон в 1488 году) известный как Султан Али шах, с помощью Рустама Мирзы падишаха ак Коюнлу освободил из плена в крепости Эстахра свою мать и двоих братьев и привёз их в Тебриз. Дело в том, что Рустам Мирза хотел использовать армию Али Мирзы против Байсангур Мирзы (сына Якуба Мирзы ), который намеревался вступить в Азарбайджан. (Хабиб ас Саййар, с. 17-19).

Султан Али с суфиями, такими как Хасан Бейг-е Шамлу, Рустам Бейг-е Караманлу, Даде Бейг-е Талеш и Хадем Бейг-е Халифе, во главе огромного войска в окрестностях Ахара и Мешкиншахра встретился с силами Байсангур Мирзы и в жестоком сражении победил его. Но эта победа послужила поводом беспокойства для Рустама Мирзы, которого испугал растущий авторитет Али Мирзы. Вскоре по его же приказу Али Мирза был убит наёмниками в селении под названием Шамаси. Но Али мирза, зная о намерениях Рустама мирзы, успел назначить своим преемником своего младшего брата Исмаила, и велел ему вместе с другими братьями и верными суфиями двинуться в сторону Ардабиля. (Джахангир Хакан, с. 56-57, Алам-е али-е Сафави, с. 37).

Исмаил и Ибрагим мирза вместе с суфиями отправились в Ардабиль и скрывались там около месяца, после чего с помощью одного из сторонников султана Али по имени Рустам Бейг-е Карамани, который после убийства Али убежал в горные районы вблизи Ардабиля, добрались до деревни Горган, откуда они двинулись в Гилян. Там их с почётом принял Каркия мирза али, правитель Лахиджана, им даже было предоставлено красивое здание, которое потом стало школой Кия Фаридуна. В Лахинджане основные сопровождающие лица Исмаила Мирзы — даде Бейг-е Талеш, Хосейн Бейг-е Лале и Хадем Бейг формировали небольшой двор. (Хабиб ас-Саййар, с. 21, Джхангошай Хакан с. 61-62, Ахсан ол-Таварих, с. 17-18).

Исмаил мирза около шести лет прожил в Лахиджане и в 1499 году высказал намерение выехать оттуда, и в сопровождении семи суфиев (Хусейн Бейг-е Лале, Даде Бейг-е Талеш, Хадем Бейг-е Халифе. Рустам Бейг-е Карамани, Бейрам Бейг-е Карамани, Алиас Бейг-е Икур-е Угали, и Карапири Бейг-е Каджар) отправился в сторону Тарама, а после-в Халхал и Ардабиль. В Ардабиле после поломничества в гробницу Шейха Сафи ад-Дина, и уведомления о Султан Али Джагирлу правителя Ардабиля и Мугана, он со своими спутниками отправился в селение Мари в области Талеш, где его принял Мирза Мохамад Талеш, более известный как мирза Мохамад Астараи. Мирза Мухамад пользовался большим влиянием, ему также подчинялись область Астары и его окрестности. Он жил в деревне Арджаван в Астаре. Со времени переезда в Талыш начинается активная помощь Мирза Мохамада Астараи и других влиятельных лиц этого района в захвате власти Исмаилом. (Ахсан ол-Таварих, с. 42; Джахангошае Хакан, с. 91).

Последовательность событий прихода к власти Исмаила Мирзы и укрепление власти Сефевидов, как первого народного государства в Иране, хорошо изучена и известна всем. Поэтому в этой статье только хочется подчеркнуть несомненное присутствие талышей во всём этом процессе. Они помогали Сефевидам как советники суфиев, материально покровительствовали им, сражались на их стороне и т.д.

Провинция Талыш всегда было надёжным убежищем для членов этого семейства от всевозможных угроз, и талыши всегда были верными единомышленниками шейха Сафи и его преемников, готовыми всегда бороться против их врагов. Например, шейх Садр ад-Дин прятался в Талыше от Малек Ашрафа Чупани, и т.д. Даже Исмаил Мирза (впоследствии шах Исмаил) нашёл пристанище в Талыше и при содействии тамошних влиятельных лиц и их войск сражался и побеждал своих врагов.

Свидетельства подтверждают, что талыши, у которых была огромная пехота, образовали первую единицу военных сил династии ещё до появления государства Сефевидов. Мирза Мохамад Талеш, правитель Астары, который сыграл огромную роль в образовании государства Сефевидов, сумел организовать эти пехотные отряды (Тарих-е хани, с. 384). Мирза Мохамад Талеш подтвердил свою преданность Исмаиле мирзе несколькими поступками. Он даже отказался сдать Исмаиля Мирзу в руки правителя Азербайджана в обмен на руководство над Ардабилем и Халхалом и т.д. (Джахангошаи-е Хагкан, с. 91-95; Ахсан ол-таварих, с. 42-46). Он до конца оставался верным своему государю.

Возникает вполне правомерный вопрос. Что являлось причиной покровительства талышей членам семьи Сефевидов? По мнению автора этих строк, эта привязанность объясняется тем, что талыши считали Сефевидов своими соплеменниками. В этом можно убедиться на примере тех иранских племенных династий, которые в разные времена имели господствующее положение в Иране. Представители таких династий почти всегда искали поддержку и убежище среди родственных им племён.

В состав армии организованной Исмаилом позже в Арзанджане входили его последователи из племён Шамлу, Истаджлу, Ромлу, Таклу, Завал катр, афшар, каджар и варсак. Но первоначальную основу военных сил Сефевидов составляли талыши.

В различных исторических источниках, в которых упоминались талыши, есть указания на их враждебное отношение к Ширванитам. В частности Ферейдун Асадов в своей книге «Ханха-е талеш» («Талышские ханы»), отмечает: одно из причин благосклонности талышей к Исмаилу и Сефевидам и их заинтересованности в распространении шиизма была их вражда с Ширванитами» (Ферейдун Асадоф, Ханха-е Талеш, Баку 1998, Бита, с. 9).

На самом деле большая часть северного Талыша находилась под господством некого амира Саниах бека, ставленника Ширваншахов. Принимая во внимание грабежи совершённые Ширваншахами в районе Талыша и осведомлённость талышей о глубокой враждебности Сефевидов и Ширваншахов можно предположить, что они видели своё освобождение от нарастающей угрозы Ширванитов в укреплении династии Сефевидов.

Для того, чтобы правильно оценить суть столкновений Сефевидов и Ширваншахов (начиная со времени шейха Гейдара), нужно сделать наблюдения политического, военного, социального характеров, изучить племенной строй региона. Не нужно также забывать, что конкуренция племенного характера была свойственно менталитету и обычаям того времени. Можно предполагать, что еще одним поводом для раздора было то, что сами Сефевиды считали себя талышами, и сразу после захвата власти намерились урегулировать свои споры с Ширваншахами.

Источник: Очерки по истории и культуре талышского народа. Ереван. 2007. стр. 41-50

Категории: Иран, Конференции, Очерки по истории и культуре талышского народа. Выпуск 1, Талыш

« «Экстремум» армянской эмиграции
» Очерк истории формирования Талышского ханства
 

 

Видеоматериалы

Дальше

Фото

Дальше

 
Региональная общественная научно-исследовательская организация «Общественный институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона»