ЧЕРНОМОРСКО-КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН.

АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ



Об «околомусульманских» играх – на Кавказе и не только…

Есть в Азербайджане такой деятель по имени Аллахшукур Паша-заде, занимающий самый высший духовный пост в республике. Но этого ему и алиевскому клану оказалось мало. Он стал главой, созданного в Баку «Управления мусульман Кавказа». А недавно  вновь напомнил о себе тем, что выступил с обращением «граду и миру», в котором в очередной раз потребовал признать «ходжалинский геноцид».

Об этом бизнесмене, но скорее провокаторе от религии столько уже писали, даже в самом Азербайджане, что диву удивляешься, как он еще преуспевает на своем поприще. Но этот, как его называли в Баку осведомитель КГБ, при этом спорили, а у него погоны полковника или генерал-майора КГБ, которого впоследствии посол США в Азербайджане Энн Дерси назвал как полковника КГБ (1). Этот человек всю свою жизнь был верным слугой правящей власти. Не важно, какая она была – советская или кадет…, ой простите, демократическая. Таким он является и теперь и вот новый поворот, еще Гейдар Алиев и его приближенные приказали стать ему главой всех мусульман Кавказа. Не много ли на себя брал тогда, да и сейчас этот проходимец.

В то время, когда в Чечне правил Джохар Дудаев, Паша-заде с его помощью был избран председателем Высшего религиозного совета кавказских народов.

Так кто он этот Аллахшукур Паша-заде, чей ставленник? Получается, что вовсе не друзей, а врагов России. И как Россия должна с этим проходимцем, а иначе его не назовешь, общаться, как его воспринимать?

Да, руководство Азербайджана тщательно следит за развитием ситуации в мусульманском духовном мире России. Да, Азербайджан вербует среди мусульманского духовенства России своих сторонников. Там придумывают различные комбинации. Одна из них прошла в 2006 году. Когда стало ясно, что чеченская самостийность разгромлена, в Баку решили несколько подправить ситуацию с придуманным ими религиозным лидером мусульман Кавказа.

Тогда в Баку, Аллахшукур Паша-заде вторично провозгласил себя пожизненным руководителем «Управления мусульман Кавказа». За это решение проголосовали тщательно отобранные и приглашенные в Баку духовные деятели из различных регионов Кавказа, а также многочисленные представители различных районов Азербайджана, также прошедшие проверку спецслужб республики.

«Сегодня на наших глазах те, кто берет на себя дерзость вершить судьбы российских мусульман, все больше разделяя татаро-башкирских и кавказских верующих, фактически отрезают последних от Москвы и «сдают» их структурам другого государства. То есть, они, реанимируя дудаевский проект, осуществляют сегодня духовный отрыв Кавказа от всей остальной России, который затем грозит обернуться отрывом политическим» (2).

Сложно не согласиться с автором статьи «Политический инструмент “Пашазаде”» Мансуром Алишаевым, по оценке которого, «Сегодняшнее азербайджанское руководство для достижения своих интересов использует широкий набор средств и инструментов. В этом арсенале не последнее место занимает фигура главы Управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Пашазаде. Сам он, «несмотря на свой духовный пост, является плотью от плоти азербайджанской клановой бюрократической системы». Как сказано в статье, Пашазаде является как бы продолжением государственной системы Азербайджана на религиозном поле и в этой своей роли становится уникальным и незаменимым инструментом бакинской дипломатии в тех сферах, где не могут действовать политики. А эти сферы – укрепление влияния Баку в Дагестане, других республиках Кавказа и даже всей России. Можно с уверенностью утверждать, что все, что сейчас происходит в Татарстане, рождается в том числе и в Баку, в тех самых апартаментах, которые занимает Аллахшукур Паша-заде и его, с позволения сказать, «команда».

Второе “пожизненное” избрание Паша-заде на роль лидера мусульман Кавказа было негативно воспринято духовными лицами Кавказа. Вот весьма знаменательный и заслуживающий внимания факт: на открытии Исламского университета имени Кунта-хаджи в Грозном летом 2009 года, глава администрации президента Чечни Магомед Селимханов несколько раз представил Паша-заде как главу мусульман Закавказья. Однако Аллахшукюр выступил и заявил, что он является главой мусульман Кавказа, что было воспринято приглашенными лидерами российских и кавказских руководителей Управлений мусульман как наглое и ничем не обоснованное самозванство.

Вскоре после этого председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин прокомментировал татарской редакции радио “Азатлык” свое видение ситуации в мусульманском сообществе СНГ, заявив: «Так как на моё имя в нашу организацию, а также в печати через открытое письмо я узнал весть об ущемлении свободы совести у проживающих там (в Азербайджанской республике. – Авт.) суннитов. И официальным образом через посла Азербайджана Полата Бюль-бюль оглы направил письмо муфтию Паша-заде. Однако на это моё письмо до сих пор ответ не пришёл… такой человек как Роман Силантьев как ни старается навязать нам Аллахшукюра Паша-заде духовным лидером, этого не будет. Это нонсенс! У нас есть собственное понимание. Своё религиозное направление. Хочу сказать: собака лает, а караван идёт. Мы своих мусульман сами сможем защитить» (3).

Паша-заде активно пробивается к высшим духовным и политическим лидерам России – патриарху Кириллу, руководителям российских министерств и обеих палат парламента, которым через свой секретариат навязывает мнение, что его стоит называть «главой мусульман Кавказа». Тем самым он серьезно подставляет российских лидеров, поскольку их руками и устами, фактически, легитимизирует дудаевский статус последнего «главы мусульман Кавказа». Больше того он требует открыть в Москве свое представительство. Для чего оно предназначено, только ли для распространения духовных идей.

Вот один из примеров, который весьма подробно описал Л. Мелик-Шахназарян. Приведем довольно большую цитату из его статьи «Шейтаншукюр Паше-заде».

Вечером 18 августа 2012 г. в дагестанском городе Хасавюрт произошло событие, значение которого, как представляется, еще не осознано в полной мере. Во время церемонии ифтара (разговения в период священного для мусульман месяца Рамадан) на прихожан шиитской мечети Имам Али было совершено вооруженное нападение. В результате стрельбы, открытой по верующим двумя людьми с автоматами, погиб 17-летний гражданин Азербайджана Эмин Джафаров, еще восемь человек, большинство из которых также являлись жителями Азербайджана, получили огнестрельные ранения разной степени тяжести.

Нападение на шиитскую мечеть в Хасавюрте компетентными органами было квалифицировано как теракт, что совершенно не соответствует действительности. Теракт, как известно, это нападение на мирных людей с целью посеять страх среди населения и принудить государство к нужным для террористов решениям. Гибель людей и сопряженное с этим устрашение населения нужны террористам для влияния на политику государства. Террористы не выбирают жертв по возрастным, религиозным, половым, национальным и иным признакам: для них важен сам акт, способный напугать людей. Террористы стараются убить как можно больше людей, после чего принимаются за “рекламу” совершенного преступления, многократно усиливая страх людей перед “неизбежным” злом. То есть теракт, это – пролонгированное во времени преступление, а собственно сам акт (взрыв, убийство политического деятеля и т.д.) является начальным этапом преступления.

Нападение на мечеть в Хасавюрте преследовало совершено иные цели, и более подходит под определение “провокация” или даже “диверсия”.

Почему провокация? На это указывают сразу два обстоятельства. Во-первых, нападение на жителей Азербайджана в российской автономии – Дагестане – совершено в период сложных отношений между государствами. Только в течение последнего года Азербайджан принял участие или заявил о своем согласии принять участие в нескольких проектах по транспортировке и транзиту в Европу каспийских энергоресурсов в обход России. Азербайджан уже практически не скрывает своего участия в антииранской и антисирийской коалиции, на противоположном полюсе которых находится Россия. Не выказал Баку и намерений договориться с Россией относительно будущего Габалинской (Куткашен) РЛС. Кроме того, Азербайджан однозначно отказал Москве в приглашении войти в Евразийский Союз. Словом, Баку недвусмысленно демонстрирует Западу геополитический разрыв с Россией и считает себя вправе надеяться на дивиденды. А нападение на шиитскую мечеть в России является прекрасным “подтверждением” “мести” России.

Во-вторых, вооруженное нападение на шиитскую мечеть в городе, в котором подавляющее большинство верующих мусульман исповедуют суннитскую ветвь ислама, не имеет никакого смысла, если не преследовать цели обострения отношений между шиитами и суннитами. В таком случае возникает вопрос: кто заинтересован в разжигании вражды между мусульманами шиитами и суннитами в стране, в которой шиитов менее одного процента от общего количества мусульман? Ответ на этот вопрос прост: никто в России, так как в России это просто никому не нужно.

Имам мечети “Имам Али” в Хасавюрте Адиль Рагимов считает, что мотивом атаки на верующих стала межрелигиозная ненависть. Одновременно он указывает на «недопустимость опубликования в средствах массовой информации таких провокационных материалов, вносящих раскол в исламе, какие были опубликованы в газете “Ас-салам” в июле и августе 2012 года – “Шииты и вся правда о них”». А. Рагимов также обращает внимание на тот факт, что в магазинах Махачкалы открыто продается книга “Лицо шиизма”, в которой высказывается антишиитская позиция.

Идеологические расхождения между шиизмом и суннизмом действительно имеют место быть; начались они сразу же после смерти пророка Мухаммеда в VII веке, и на протяжении без малого 14 веков не раз становились причиной кровопролитных войн между приверженцами двух основных ветвей ислама. Догматические разногласия мусульман сегодня активно педалируются Западом в Ираке, Сирии, Пакистане, Афганистане и других странах. Словом, это – один из методов для претворения политики “разделяй и властвуй”. И, как представляется, именно апробированным историей и Западом методом пытается сейчас воспользоваться… нет, не Дагестан или Россия в целом, а Азербайджан.

Умиротворение Кавказа сегодня является одной из актуальнейших внутриполитических задач России, и новые векторы противостояния в этом регионе ей совсем ни к чему. Ни к чему они и властям Дагестана, тем более, что малочисленные шииты в этой республике не представляют ни этнической, ни религиозной, ни политической силы. С другой стороны, нападение на мечеть “Имам Али” в Хасавюрте выгодно властям Азербайджана. Даже при том, вернее, еще и потому, что пострадали в первую очередь жители этого государства.

Азербайджан сильно обеспокоен неуклонно растущим национальным самосознанием проживающих на его территории коренных народов, что воспринимается в Баку в качестве реальной предпосылки распада государства. В Баку также страшатся уже не скрываемого взаимодействия между автохтонными народами республики: у исповедующих шиизм талышей и суннитов – лезгин, аварцев, рутульцев и других кавказоязычных народов Азербайджана общие политические цели, заставляющие игнорировать догматические религиозные различия. Именно поэтому в Баку не прочь спровоцировать религиозное противостояние между шиитским и коренным суннитским населением республики, что, по замыслу авторов этого плана, должно настроить эти народы друг против друга и раздробить объединяющиеся национальные движения. То, что при этом разжигается пожар межрелигиозного противостояния в России, бакинских “стратегов”, кажется, совершенно не волнует.

Для претворения этого плана Азербайджан активно проводит политику противопоставления живущих в республике лезгин с лезгинами Дагестана, а также провоцирования религиозных противоречий между суннитами и шиитами. Так, в азербайджанской прессе последнего времени регулярно публикуются материалы, в которых лезгины России противопоставляются лезгинам Южного Лезгистана (Азербайджанская Республика). Примечательно, что авторами этих статей в основном являются лица с лезгинскими фамилиями, которые, как говорится, с потрохами продавшиеся правящему в Азербайджане преступному клану, они отрабатывают свои “30 сребреников”, не задумываясь о последствиях подобной деятельности для своего народа. Ведется также довольно активная кампания по внесению раскола в отношения между аварцами и лезгинами. Однако наибольшее “внимание” бакинские идеологи уделяют задаче разжигания ненависти между талышами и населяющими север Азербайджана народами.

В Баку, например, прекрасно было известно, что мечеть “Имам Али” в Хасавюрте в основном посещают талыши – исповедующий ислам шиитского толка – коренной народ Азербайджана, численность которого в республике доходит до полутора миллионов человек. Одновременно господствующие в Азербайджане закавказские турки, также в основном являющиеся шиитами, стремятся обеспечить себя союзником в противостоянии с суннитами аварцами и лезгинами. В то же время, что для турок совершенно естественно, Азербайджан продолжает политику дискриминации, третирования и запугивания талышского народа.

Примечательна и достойна особого упоминания роль духовного лидера шиитов Азербайджана шейх-уль-ислама гаджи Аллахшукюра Паша-заде во всей этой неприглядной истории. И начать, наверное, следует с того, что антишиитская книга “Лицо шиизма”, о которой говорил А. Рагимов, продается в охватившей весь Дагестан (есть они и в Татарстане) сети книжных магазинов “Сунна”, принадлежащей… главному шииту Азербайджана Аллахшукюру Паша-заде, давно уже прозванному мусульманами Азербайджана Шейтаншукюром Паша-заде. В этих же магазинах продается периодика, в том числе и та самая газета “Ас-салам”.

В заявлении, принятом 20 августа 2012 г. на собрании общины мечети “Имам Али” утверждается, что: «Бесчеловечное преступление в г. Хасавюрте накануне священного мусульманского праздника свидетельствует о духовно-нравственной деградации отдельных лиц, которые переступили светские законы и законы Всевышнего» (4). Мы видим, что связи шейх-уль-ислама Азербайджана с бандитским подпольем Кавказа налицо.

Пашу-заде в Азербайджане мало кто почитает как духовного лидера, его считают  скорее госслужащим, этакий министр по делам ислама. Известно, что истинными религиозными лидерами у шиитов являются не главы духовных управлений, а аятоллы – шиитские богословы высшего ранга. Паша-заде же – никакой не аятолла. Вот почему многие религиозные азербайджанские шииты ориентируются вовсе не на него. Они ориентируются на аятолл Ирана и других стран. Сунниты также не воспринимают его как духовного лидера. Видимо по этой причине при такой его невостребованности в делах религиозного просвещения верующих Азербайджана, Паша-заде с упоением реализует себя в делах политических. Именно этим он и удобен для бакинских властей – считает Л. Мелик-Шахназарян.

Главный вопрос, который Баку пытается решить через Паша-заде – это получить поддержку мусульман Северного Кавказа в конфликте с Арменией. Баку через Паша-заде постоянно эксплуатирует тему мусульманского братства и необходимости чтить память «шехидов» – азербайджанских солдат, погибших в Карабахе. Понято, что официальные азербайджанские чиновники и дипломаты не могут призывать мусульман Северного Кавказа поддержать Азербайджан в конфликте с Арменией. А Паша-заде может, подавая конфликт с Арменией, как религиозную борьбу с неверными.

Автор отмечает, что масштаб амбиций Паша-заде во влиянии на дела Северного Кавказа, виден хотя даже в том, что он уже давно официально именует себя не иначе, как «председатель Управления мусульман Кавказа». Не мусульман Азербайджана, не мусульман Закавказья, что в его случае было бы более понятным и естественным, а именно мусульман Кавказа. Он постоянно приезжает на религиозные мероприятия, проводимые в республиках Северного Кавказа, делает заявления по проблемам Северного Кавказа, словно старший брат наставляет муфтиев Северного Кавказа.

И происходит это к полному недоумению самих мусульман северокавказских республик. Что было, как мы уже писали во время открытия Исламского университета имени Кунта-хаджи летом 2012 года в Грозном. Тогда глава чеченской президентской администрации Магомед Селимханов несколько раз представил Пашу-заде как официального главу мусульман Закавказья. Но тот сам к полному недоумению всех приглашенных российских и кавказских муфтиев подчеркнуто заявил, что его следует именовать не иначе, как «главой мусульман Кавказа».

Чего и говорить? Наглый, самовлюбленный псевдорелигиозный деятель, провокатор с явной антироссийской направленностью. Поэтому и задаемся мы вопросом, а существует ли для него и его сторонников место в современной России? Вряд ли он нужен здесь как политикам, так и мусульманам России. Он не их глава, он для них никто. Обычный проходимец, ну и что, что он занимает высокое место в политическом истеблишменте своей республики – Азербайджане и алиевского клана. Вот там он пусть и сидит. Нечего его даже пускать на территорию России.

Насколько Паша-заде управляем из высоких бакинских кабинетов, стало предельно ясно после скандала с романом азербайджанского писателя Акрама Айлисли «Каменные сны», в котором автор чуть, чуть посочувствовал армянам. После того, как Ильхам Алиев лишил Айлисли звания народного писателя и всех наград за этот роман, Паша-заде поспешил поддержать это решение. Более того, «Управление мусульман Кавказа» в экстренном порядке объявило Айлисли вероотступником.

Или для Паше-заде священный Коран не закон. Вот что в этой священной книге сказано:

«Кто отказался от Аллаха после веры в Него – кроме тех, которые вынуждены, а сердце их спокойно в вере – только тот, кто открыл неверию свою грудь, на них – гнев Аллаха, им – наказание великое. Это – за то, что они возлюбили жизнь дольнюю пред будущей, и потому, что Аллах не ведет людей неверных. Это – те, у которых Аллах наложил печать на их сердца, слух, зрение; они – небрегущие; несомненно, что в будущем мире они – в убытке. Потом, поистине, твой Господь к тем, которые выселились после испытания, а затем боролись и терпели, – поистине, твой Господь после этого прощающ, милосерд» (5).

О разве деятельность Акрама Айлисли, его писательская деятельность хоть в чем-то нарушает заповеди Корана? Тем не менее, угодливый алиевскому режиму Паша-заде обвинил азербайджанского писателя в вероотступничестве за то, что тот посмел прогневить какого-то смертного, хоть он и называется Президентом Азербайджана. Ну как можно назвать этого политикана и проходимца религиозным деятелем. Можно только поражаться терпению Всевышнего Аллаха, который дает Паша-заде еще возможность перед смертью исправиться, отказавшись от своих весьма далеких от веры дел.

О том, что Азербайджан тайно играет существенную роль в политической жизни Северного Кавказа, можно судить по высказываниям еще одного проходимца из Израиля, правда очень информированного, который именует себя не иначе как лидером нового движения, которое он называет гиперсионизм. Таковым именует себя выходец из России, называющий себя раввином Авраамом Шмулевичем (Дёмин Никита Сергеевич). На вопрос: «Кто еще может влиять на ситуацию в регионе?», он отвечает довольно откровенно: «Частично может Азербайджан. Сейчас он влияет на Южный Дагестан. Назначение тех или иных людей на ключевые должности в городах Южного Дагестана давно проходят при консультациях с Баку. Турция ведет достаточно осторожную экспансионистскую политику. Запад в лице ЕС и США очень не хотел бы вмешиваться в ситуацию. Но если руководители политического ислама объявят джихад Западу, то те будут вынуждены это сделать» (6). Кстати,  думается, вовсе не случайно, что определённая категория еврейских религиозных деятелей предпочитает хвалить «толерантные» власти Азербайджана, откровенно закрывая глаза на истинное положение дел в этой стране…

Вот такова роль Запада и Израиля в частности на развитие ситуации в Азербайджане. Да, есть над чем задуматься и поразмышлять в России, учитывая, что по соседству с нашей страной вовсе не дружественное нам государство.

В.А. Захаров

Примечания

(1) Левон Мелик-Шахназарян. Шейтаншукюр Паша-заде. 26.08.2012. Еркрамас. [электронный ресурс]. URL: http://www.yerkramas.org/2012/08/26/shejtanshukyur-pasha-zade/

(2) Муьгъверганви. Политический инструмент «Паша-заде». Зачем Баку навязывает Кавказу шиитского лидера? 22.02.2013. [электронный ресурс]. URL: http://flnka.ru/politika/1402-politicheskiy-instrument-pasha-zade.html

(3) Левон Мелик-Шахназарян. Шейтаншукюр Паша-заде…

(4) Там же.

(5) Коран (16:106-110):

(6) Авраам Шмулевич. «А почему Кавказ – это русская земля»? Кавказский разговор с украинским акцентом // http://www.apn.ru/publications/article27217.htm

Категории: Азербайджан, Главное, Дагестан, Ислам, Россия, Северный Кавказ

« Крест на двери: к годовщине Сумгаитской трагедии
» После СССР: Российская Федерация и непризнанные государства. Карабахский разлом (IV)