РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
OБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЧЕРНОМОРСКО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА



Действие уголовного закона во времени: проблемные вопросы применения (III)

В настоящее время отдельные организации на Северном Кавказе периодически озвучивают требование о юридическом признании Россией факта геноцида в отношении черкесов (адыгов), который произошел в XIX веке в период Кавказских войн.

Кто такие адыги или черкесы? Адыги (адыгэ) – это самоназвание современных кабардинцев, черкесов, адыгейцев Республики Адыгея, шапсугов Причерноморья. Во всем мире их называли и называют черкесами. Л.Я. Люлье, долго изучавший быт адыгов, писал: «…мы привыкли все племена, населяющие северную покатость кавказских гор, называть черкесами. Между тем как они называют себя адыге». (33) Так их называют в своих описаниях многие исследователи – путешественники, ученые, военачальники такие как К.Ф. Сталь (34), Ф.Ф Торнау (35), Н.Ф. Дубровин (36), К. Кох (37).

Сама история требований о признании геноцида насчитывает не один год и началась в эпоху перестройки, после того, как в программных документах, с которых началась перестройка в СССР, геноцид был официально осужден как тягчайшее международное преступление. (38) В апреле 1990г. в ауле Кошехабль прошел I Кошехабльский форум «История – достояние народа», в рекомендациях которого было определено, что «царизм проводил политику геноцида по отношению к адыгским народам в XIX в.» (39) В октябре 1990г. в г. Нальчик состоялась Всесоюзная научно-практическая конференция «Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства», в ходе которой было отмечено, что «политика русского царизма в этом регионе была завоевательной, колонизаторской, сопряженной с покорением, геноцидом и изгнанием большей части адыгского народа и части других народов за пределы Родины». (40)

В 1992 году Верховный Совет Кабардино-Балкарской ССР принял постановление, согласно которому массовое истребление адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны и их насильственное выселение с исторической родины в Османскую империю «считать актом геноцида, тягчайшим преступлением против человечества». (41) В 1996 году Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея принял постановление «Об обращении к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» об официальном признании факта геноцида адыгского (черкесского) народа в период Кавказской войны. (42) В последующие годы обсуждению этого вопроса также уделялось значительное внимание.

В октябре 2006 г. адыгские (черкесские) организации России, Турции, Израиля, Иордании, США, Бельгии, Канады, Германии и Сирии обратились к Председателю Европарламента с просьбой признать геноцид адыгского (черкесского) народа, совершенный Российским государством в XVIII — начале XX вв., ссылаясь на общепризнанные нормы международного права, в том числе, на Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. и Конвенцию о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. (43) В 2007 г. черкесы США в своем Обращении к Президенту В.В.Путину и парламенту Российской Федерации потребовали «всестороннего и внимательного рассмотрения вопроса признания геноцида черкесов на официальном уровне и реабилитации нашего этноса в соответствии с международным правом». (44) го В 2008г. состоялся чрезвычайный съезд черкесского народа, делегаты которого предложили вспомнить о проблемах черкесов, которые подвергались геноциду со стороны царского режима: 97% адыгов были уничтожены либо депортированы в Турцию. (45)

В марте 2010г. в Грузии состоялась международная конференция «Скрытые нации, непрекращающиеся преступления: черкесы и народы Северного Кавказа между прошлым и будущим», участники которой обратились в Парламент Грузии с просьбой признать геноцид черкесов, совершенный Российским государством во второй половине XIX века, (46) когда в результате столетней Кавказской войны часть проживавших в царской России черкесов была физически уничтожена, а значительная часть была вынуждена эмигрировать.

В настоящее время некоторые общественные организации, в частности, Черкесский конгресс Адыгеи (47), вновь ставит перед Российской Федерацией вопрос о том, чтобы на государственном уровне была дана официальная оценка событий того времени, т.е. чтобы Россия признала факт геноцида черкесского народа, а Ассоциация черкесских организаций требует не только признание факта геноцида, но и устранение его последствий, т.е. оказание помощи черкесам, проживающим за рубежом, в переселении на историческую родину.

Изучение данной проблемы показало, что среди черкесских организаций, поднимающих вопрос о признании Россией геноцида черкесов, существует несколько позиций. Одна из них, отраженная в Резолюции конференции в Тбилиси по черкесскому геноциду, заключается в требовании признать, что «черкесы – народ, подвергшийся геноциду, потерявший свою независимость вследствие колонизации, массовых преступлений, массовых депортаций и этнических чисток. Черкесы и сегодня страдают от непрекращающегося геноцида и являются народом в изгнании», «черкесы добиваются восстановления исторической справедливости и осуждения исторической колониальной политики Российской империи и сегодняшней политики Российской Федерации, направленной против интересов черкесского народа на их родине и в диаспоре» (48). Другая выражена кандидатом исторических наук, ведущим сотрудником Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований Самиром Хотко, который подчеркивает, что «речь идет только о том, чтобы российское общество признало трагедию черкесского этноса, всех этносов северо-западного Кавказа, и перевернуло эту трагическую страницу черкесской истории». (49)

Несколько иную позицию занимает Международная Черкесская Ассоциация, которая, на основе анализа архивных исторических материалов, работ видных российских и зарубежных ученых, пришла к выводу о том, что помимо Русско-Кавказской войны XIX века, причинами гибели и эмиграции черкесских (адыгэ-абазэ) народов явились: а) колониальная политика Царской России на Кавказе; б) геополитические интересы Османской Империи, Англии в этом регионе и связанные с этим крупномасштабные политические интриги; в) активная деятельность мусульманского духовенства, направленная на переселение адыгов в так называемые «мусульманские» страны; г) несогласованность действий и амбиции многих адыгских и абхазских князей. Это те составляющие, которые в совокупности привели к великой трагедии адыгского, абхазского и абазинского народов в XIX веке. (50)

Вопрос о геноциде черкесов (адыгов) в настоящее время приобретает определенное значение в связи с тем, что на территории, где планируется проведение Сочинской Олимпиады, в результате имперской политики царской России в XIX веке погибли сотни тысяч черкесов. Можно предположить, что этот факт, соответствующим образом интерпретированный, будет использован в качестве предлога для отказа некоторых стран от участия в Олимпиаде.

В свете актуализации проблемы 14 февраля 2011г. в Общественной Палате РФ состоялся «круглый стол» на тему «Кавказ. Проблемы понимания истории», на котором в числе прочих, были затронуты вопросы, касающиеся выселения черкесского народа и событий периода Кавказской войны XIX века.

Возникает вопрос – правомерно ли требование о признании Российской Федерацией геноцида черкесов (адыгов)? Несет ли Российская Федерация ответственность за действия царской России на Кавказе? Должна ли Российская Федерация признавать геноцид черкесов, в соответствии с действующим международным и национальным законодательством? Является ли принятие 14 апреля 1995г. Государственной Думой заявления, осуждающего геноцид армян 1915-1922 годов (51), юридическим основанием для признания происходивших в XIX веке на Кавказе событий, геноцидом черкесов? Автор полагает, что на эти вопросы следует дать отрицательный ответ.

Несмотря на то, что СССР подписал Конвенцию о предупреждении геноцида и наказании за него в 1949 году, а ратифицировал ее в 1954 г., впервые в российском уголовном законодательстве норма, предусматривающая ответственность за геноцид, появилась в УК РФ 1996г., который в качестве одной из задач уголовного закона определял обеспечение мира и безопасности человечества. В соответствии со ст.357 УК РФ геноцид определен как «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы».

В соответствии с Федеральным законом от 15.07.95 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что данный закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства – продолжателя СССР. (52) Ст.31 указанного закона, устанавливает, что международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для Российской Федерации.

Присоединившись к Конвенции 1948 года, СССР, а впоследствии Российская Федерация как правопреемница СССР, взяли на себя обязательства принимать меры предупреждения против совершения геноцида и карать за его совершение. Однако, ни Советская власть, ни СССР, ни Российская Федерация не брали на себя обязательств, как до появления данной Конвенции, так и в последующие годы после ее подписания и ратификации, дать политике, проводимой царской Россией на Кавказе в период Кавказских войн, юридическую оценку, влекущую за собой определенные правовые последствия в виде реабилитации.

Безусловно, пример добровольного признания государством факта жестокого отношения к своим гражданам имеется. Россия на протяжении многих лет принимает меры к восстановлению исторической справедливости в отношении народов, подвергнутых необоснованным репрессиям. Так, в соответствии с Декларацией Верховного Совета СССР  от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» (53), в 1991г. был принят Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», в соответствии с которым были признаны репрессированными народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно — этнические общности людей, например казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально — государственных образований, перекраиванием национально — территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения (54) и установлено их право на реабилитацию, т.е. на признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, на восстановление национально — государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством. (55)

В соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», политическими репрессиями были названы различные меры принуждения, примененные государством по политическим мотивам, такие как лишение жизни или свободы, помещение на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворение из страны и лишение гражданства, выселение групп населения из мест проживания, направление в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями. (56)

Однако, в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19.02.2009г. № 135-О-П, действие этого закона распространяется только на граждан РФ и иных перечисленных в законе лиц, которые подверглись политическим репрессиям на территории Российской Федерации, начиная с 25 октября 1917 года. (57) Таким образом, применить данный закон к гражданам, идентифицирующим себя как черкесы (адыги), не представляется возможным.

Кроме того, еще в 1990 году в выводах и рекомендациях Всесоюзной научной конференции «Национально — освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства» указывалось, что «Участники конференции признают методологическую несостоятельность и политическую опасность отождествления русского царизма с русским народом и считают необходимым проводить в исследованиях четкое разграничение между ними. В равной мере необходимо руководствоваться этими же критериями при интерпретации и оценке идейных позиций и движущих сил борьбы народов». (58)

Следует отметить, что факт юридического признания уничтожения армян как геноцида также не может явиться основанием для признания геноцида черкесов (адыгов). Казалось бы, почему? Ведь и в том, и в другом случае была уничтожена значительная часть определенного народа, а существенная часть была подвергнута депортации, в ходе которой сотни тысяч людей погибли.

Однако, на наш взгляд, при внешней схожести событий имеются существенные юридические различия. И самое основное, полагаем, заключается в том, что Турция осуществляла целенаправленное уничтожение армян именно как национальной и религиозной группы. Кроме этого, она продолжала политику уничтожения армян и после официальной нотификации турецкого правительства о международно-правовой оценке его действий, квалифицированных как преступление. Другими словами, зная, что действия, совершаемые против армян, являются преступлением, Турция продолжала их совершать, т.е. данное преступление совершалось умышленно. Существуют документальные свидетельства, согласно которым уже в годы уничтожения армян (1915-1918гг.) многие страны называли действия турецкого правительства в отношении армян именно как преднамеренное «убийство целой нации», «истребление целого народа», «уничтожение» армянского народа. (59)

О том, что действия турецкого правительства были направлены на уничтожение армян именно как на уничтожение конкретной этнической и религиозной группы, свидетельствуют исторические факты. Подобного нельзя сказать о черкесах, так как правительство царской России не уничтожало черкесов по национальному или религиозному признаку. По мнению С.Г.Лурье, национальность не была значимой категорией для русских государственных деятелей. Основной целью государственной политики было «сделать как православных, так и мусульман одинаково полезными гражданами России». (60)

Можно ли с точки зрения современного права оценить действия царской России на Кавказе в отношении черкесов как геноцид? На этот вопрос следует дать отрицательный ответ, так как субъективную сторону данного преступления составляет прямой умысел на уничтожение национальной, этнической, расовой, религиозной группы как таковой, а правительство царской России, ведя Кавказскую войну, не имело целью уничтожить черкесов (адыгов) как национальную, этническую или религиозную группу.

Осуждались ли эти действия правительства царской России на Кавказе мировым сообществом? Давалась ли им международно-правовая оценка? Предупреждалось ли правительство царской России о преступности его действий в отношении черкесов (адыгов)? Сведений о том, что это происходило, автор не имеет.

Кроме того, прежде, чем выдвигать требования о юридической оценке каких-либо действий, следует вспомнить, в какое время происходили обсуждаемые события. В силу своего стратегического положения в XIX веке Северо-Западный Кавказ оказался в центре геополитических интересов России, Турции и западных стран, в первую очередь, Англии. В соответствии со ст.4 Адрианопольского мирного договора между Россией и Турцией от 2 сентября 1829г., которым завершилась русско-турецкая война 1828-1829гг., «весь берег Черного моря от устья Кубани до пристани Св.Николая включительно, пребудут в вечном владении Российской империи». (61) Таким образом, международным договором юридически закреплялось владение Россией землями Северо-Западного Кавказа, т.е. Северо-Западный Кавказ в результате этого мирного договора стал частью Российской империи. В связи с тем, что представители адыгов не присутствовали при подписании этого договора, они не желали признавать власть российского царя над собой. Как указывал Ф.А.Щербина, они «не признавали чужой власти над собой и терпели турок как единоверцев, а не владетелей». (62) В последующем право России на указанные территории было вновь подтверждено на Парижском мирном конгрессе 1856 г., во время которого Англия, преследуя свои интересы, попыталась добиться от России признания независимости Черкессии. (63)

Таким образом, анализируя исторические события XIX в., можно утверждать, что гибель черкесов (адыгов) в результате многолетней национально-освободительной борьбы, которую они вели против царского правительства России, не может квалифицироваться как геноцид. Расценивать переселение черкесов (адыгов) в Оттоманскую Турцию как геноцид так же неправомерно, поскольку их эмиграция началась еще в 30-е годы XIX века и была следствием самостоятельного выбора в ответ на предложение царского правительства «выселиться на равнины или же удалиться в Турцию». (64) Те, кто не желал признавать над собой власть России, предпочли эмигрировать.

Следует отметить, что условия переселения черкесов в Турцию были предметом неоднократного обсуждения между правительствами царской России и Оттоманской Турции. (65) Гибель значительного количества черкесов, приведшая в некоторых случаях к существенному сокращению субэтнических групп, чаще всего происходила по причине жизненных условий, в которые они попадали после переселения. Автор полагает, что возлагать за это ответственность на Россию неправомерно.

Подводя итог, можно сказать следующее. Во-первых, обсуждаемое событие происходило в период заключительного этапа Кавказской войны

1817-1864 гг. Это была война, во время которой обе стороны взаимно использовали достаточно жестокие способы ведения боевых действий. Во-вторых, черкесы не были мирным населением, как армяне. На протяжении многих десятилетий они регулярно совершали набеги на казачьи станицы, причем делали это не только во время войны, но и в мирное время (66). В-третьих, черкесы, в свою очередь, не раз уничтожали мирное население казачьих сел. (67) Так что интерпретировать исторические события, происходившие в XIX веке на Кавказе, таким образом, что царская Россия целенаправленно уничтожала черкесов (адыгов) именно как национальную, этническую или религиозную группу, по мнению автора, неправомерно.

Таким образом, на основании изложенного, можно сделать вывод о том, что в соответствии с действующим международным и российским законодательством, политика царской России, проводимая в отношении черкесов (адыгов) в XIX в., не может быть признана геноцидом с точки зрения Конвенции 1948 г. и, следовательно, положения Конвенции 1968 г. о неприменимости срока давности на данный конкретный случай не распространяются.

Примечания

(33) Люлье Л.Я. Общий взгляд на страны, занимаемыми горскими народами, называемыми черкесами (адыге), абхазцами (азега) и др. смежными с ними народами. – ЗКОРГО. Кн.IV, Тифлисс, 1857. С.173.// Цит.по: Кудаева С.Г. Адыги (черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX веке. //[Электронный ресурс] http://adyg19th.ru/#_ftn38

(34) Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа.// «Кавказский сборник». Т.XXI.- Тифлис, 1910г. С.75-76.// Цит.по: Кудаева С.Г. Адыги (черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX веке. //[Электронный ресурс] http://adyg19th.ru/#_ftn38.

(35) Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера.// «Русский вестник». Т.53. 1864. № 10. С.428.// Цит.по: Кудаева С.Г. Адыги (черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX веке. //[Электронный ресурс] http://adyg19th.ru/#_ftn38.

(36) Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.1. Кн.1 – СПб, 1871. С.8.// Цит.по: Кудаева С.Г. Адыги (черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX веке. //[Электронный ресурс] http://adyg19th.ru/#_ftn38.

(37) Кох Карл Путешествие по России и в Кавказские земли.// Цит.по: Кудаева С.Г. Адыги (черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX веке. //[Электронный ресурс] http://adyg19th.ru/#_ftn38.

(38) См.: Барсегов Ю. Геноцид армян – преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации). – Ереван, «Айастан», 1990г. // [Электронный ресурс] http://armenianhouse.org/barsegov/genocide-ru/crime.html

(39) См.: Материалы I Кошехабльского форума «История – достояние народа» — Майкоп, 1991. С.263.

(40) См.: Национально – освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства. // Материалы Всесоюзной научно – практической конференции 24 – 26 октября 1990 г. – Нальчик, 1994. С.260.

(41) Постановление Верховного Совета Кабардино-Балкарской ССР от 7 февраля 1992г. № 977-XII-В «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы русско-кавказской войны» // [Электронный ресурс]

http://www.elot.ru/main/index.php?option=com_content&task=view&id=1699&Itemid=5

(42) Постановление Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея от 29 апреля 1996 г. N 64-1 «Об обращении к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» // [Электронный ресурс] http://www.elot.ru/main/index.php?option=com_content&task=view&id=1698&Itemid=5

(43) [Электронный ресурс] http://www.inosmi.ru/caucasus/20100324/158790392.html

(44) [Электронный ресурс] http://circassiangenocide.org/tree/48/show/531/

(45) «Черкесам нужен свой субъект» // Коммерсантъ. 2008. № 213/П (4030) – [Электронный ресурс] http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1077868

(46) [Электронный ресурс] http://kavkasia.net/Georgia/2010/1270098731.php; http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/166868/

(47) [Электронный ресурс] http://circassiangenocide.org/tree/44/

(48) http://circassiangenocide.org/tree/48/show/563/

(49) http://www.zihia.net/index.php?newsid=1236

(50) Основные направления деятельности Международной Черкесской Ассоциации.// [Электронный ресурс] http://mcha.kbsu.ru/m_Plan.htm.html

(51) [Электронный ресурс] http://www.genocide.ru/lib/duma.htm

(52) Федеральный закон РФ от 15.07.1995г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ). [Электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс

(53) Декларация Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». // [Электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс.

(54) Закон РСФСР от 26.04.1991г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов». //[Электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс

(55) Закон РСФСР от 26.04.1991г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов». //[Электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс

(56) Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». // [Электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс

(57) Определение Конституционного Суда РФ от 19.02.2009 N 135-О-П «По жалобе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Барамыкова Рустама Ахметжановича положением статьи 2 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» // [Электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс

(58) «Национально — освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства» // Материалы Всесоюзной научно – практической конференции 24 – 26 октября 1990 г. – Нальчик, 1994. С.260-261.// [Электронный ресурс] http://circassiangenocide.org/tree/1/year/1990/month/10/show/491/

(59) См.: Барсегов Ю. Геноцид армян – преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации).// [Электронный ресурс] http://armenianhouse.org/barsegov/genocide-ru/crime.html

(60) Лурье С.В. Историческая этнология.- М.: Аспект-Пресс, 1997. С.275-276, 282.

(61) Под стягом России: Сборник архивных документов. – М.: Русская книга, 1992. С.106.

(62) Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. В 2-х т. Т.II. – Екатеринодар, 1913. С.296. // Репринтное воспроизведение изд.1913г. – Краснодар, 1992.

(63) О значении итогов Парижской мирной конференции можно судить из заявления лорда Маннерса, который на заседании палаты лордов 5 мая 1856 г. сказал, что уступки английской делегации по «черкесскому вопросу» дают России «санкцию европейского закона для приобретения всех этих важнейших территорий».// Цит.по: Кудаева С.Г. Адыги (черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX веке. //[Электронный ресурс] http://adyg19th.ru/#_ftn38.

(64) Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа и окончание кавказской войны. – Майкоп, 1993. С.76.

(65) Кудаева С.Г. Адыги (черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX веке. //[Электронный ресурс] http://adyg19th.ru/#_ftn38.

(66) В качестве примера можно привести гибель полковника Тиховского и ста сорока шести казаков, противостоявших более чем 3000-му войску черкесов в 1810г., или гибель сотника Гречишного с полусотней казаков в 1829г. – см.: Щербина Ф.А. «Очерки борьбы русских с черкесами» — М., 1912г. // [Электронный ресурс] http://www.novderev.ru/article/cossack_1.html

(67) В качестве примера можно привести уничтожение жителей с.Незлобное в 1828г., нападение на станицу Григорополисскую в 1829г. // Обозный Н.М. На Кубани. Станица Невинномысская. // [Электронный ресурс] http://www.nevchronograph.ru/history/oboznyi/4

Решняк Мария Генриховна, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного юридического института, кандидат юридических наук, доцент.

Источник: Вестник Международного юридического института 2011г. № 2 С.7-29.

Категории: Главное, Россия, Северный Кавказ

« Кровавый «договорняк» в Нагорном Карабахе, или «план Гобла»-3?
» Амарас — символ армянской стойкости
 

 

Видеоматериалы

Дальше

Фото

Дальше

 
Региональная общественная научно-исследовательская организация «Общественный институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона»