РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
OБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЧЕРНОМОРСКО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА



Армяне Сирии в 2012-13 годах: «новый» геноцид или сопротивление?

Скоро исполнятся полные три года, как идёт ожесточённая война в несчастной Сирии. Всем давно уже понятно, что вопрос даже не в том, что некие (хотя и вполне известные) мировые силы хотят «демократизации» этой страны и во имя этого любым способом намерены добиваться свержения (раз уж на самоотречение от власти «уговорить» не удалось) действующего сирийского президента Башара аль-Асада. Но уже, и надо признаться, что довольно давно, известно, что цена этой войны – никакая не демократия, поскольку в своём очередном «крестовом походе» на Восток западный мир, ведомый США и их ближневосточными союзниками, поддерживал и пока что продолжает поддерживать силы, для которых движущей силой «процесса» было вовсе не стремление к демократии и лучшей, более достойной жизни.

А ведь ещё на заре «оппозиционных движений» и митингов в Сирии, Западу как и остальному миру, да простят меня за конкретизацию адресности, в том числе Армении, было наглядно показано, какого рода «демократии» хотят силы и круги, на которые решили опираться в Сирии западные государства и страны — «инструменты» в руках Запада. Практически с самых первых антиасадовских митингов в Сирии в руках представителей «оппозиции» наряду с лозунгами о свержении аль-Асада столь же активно выдвигались и требования примерно в такой формулировке: «Христиан – в Бейрут, алавитов – в могилу». Антиасадовские силы изначально не скрывали, что их цель – ГЕНОЦИД. И какому же кретину где-нибудь в Париже, Вашингтоне и Лондоне было не понятно, что речь идёт ведь о многотысячной, например, армянской общине Сирии? О древнейших христианах всего Ближнего Востока – ассирийцах, арамейцах, халдах?..

Вот очень часто встречавшиеся только в течение 2013 года заголовки сводок из Сирии: «В сирийском Хомсе убит «последний христианин»»; «В Сирии — очередное убийство христианина»; «Сирийские повстанцы обезглавили христианина и скормили его тело собакам»; «В Сирии 13 христианок изнасилованы и убиты исламистами»; «Оппозиционеры убили и обезглавили священника-францисканца Франсуа Мурада»; «В Сирии исламисты две недели насиловали, а затем убили христианку»… Этот трагичный и печальный мартиролог христиан Сирии, и в том числе – армян, можно продолжать и продолжать. Ещё всем памятна трагедия одного из древнейших христианских городов-святынь мира – арамейского Маалюля неподалёку от Дамаска. Видеокадры измученной женщины, обращающейся к «цивилизованному миру» на языке Иисуса Христа, обошли и заставили содрогнуться весь верующий мир. Я подчёркиваю – верующий. Фотография истерзанной христианки прикованной к столбу где-то в Хаме, – тоже. Верующие мира, независимо от вероисповедания, содрогались от этого. Неверующие – занимались словоблудием о том, кто и куда «пойдёт» – мол, в Ассоциацию с ЕС или в Таможенный союз…

Итак, цель войны Запада и его сатрапов по региону против Сирии – это и уничтожение христианских очагов в Сирии. В том числе – армянских. Вот ситуация на конец декабря 2012 года – положение прихожан Армянской Апостольской Православной церкви вполне жёстко характеризуется: происходящее с ними некоторые публицисты даже на Западе на тот период времени называют ничем иным, как «новым геноцидом армян». В августе 2012 года Сирию потрясла страшная новость об убийстве целой семьи армян в городе Замалька. Все эти люди были уничтожены поистине зверским способом – обезглавливанием. За время конфликта между властью и «оппозицией» только в одном городе Алеппо (по всей провинции даже пока нет точных данных) от действий боевиков «оппозиции» погибли минимум 40 прихожан Армянской Апостольской Православной Церкви. В городе Тер-Зор (Дейр-эз-Зор), где почти 100 лет назад уже была страшная резня армян, учинённая правительством младотурков, террористами уничтожен мемориал, посвящённый жертвам геноцида армян.

Скрывать не буду – автор данных строк ещё в начале августа 2012 г. выступил с предупреждениями и предостережениями относительно того, что, как минимум, одной из косвенных целей «отцов-идеологов» пресловутой «сирийской оппозиции» является полная деарменизация Сирии. В то время в самой Сирии резко усилились карательные акции «оппозиционеров» против армян, а в Армении и… США (!) была развёрнута нечистоплотная возня со стороны вполне определённых кругов. Где-то с середины июня прошло года в Ереване эти круги начали «требовать», чтобы была организована «репатриация» сирийских армян в Армению. Хотя в данном случае уместней говорить – ДЕПОРТАЦИЯ, так как подавляющее большинство армян Сирии не имело и не имеет никакого отношения к Армении «Закавказской», представляя собой потомков армян Киликии (в основном) и их выживших в трагическую годину Геноцида соотечественников из Мец и Покр Айка. Имели место нападки на руководство Армении, на директорат авиаперевозчика «Армавиа», мелькали трагичные заголовки в СМИ типа «сирийские армяне оставлены на произвол судьбы» и так далее. В этом ажиотаже поучаствовал и бывший министр иностранных дел, по происхождению именно сирийский армянин Вардан Осканян, «в промежутке» также бывший и гражданином США, и редактор вашингтонской газеты The Armenian Reporter Эмиль Санамян, вообще «предложивший», чтобы Армения стала бы прибежищем для ВСЕХ (!)христиан Ближнего Востока, и чтобы она начала бы решать свои демографические проблемы, в том числе и за счёт сирийских армян…

И всё это шло по нарастающей ещё до того, как салафито-ваххабитские группировки вторглись в центр сирийского христианства – Алеппо, где сконцентрированы, в том числе и армяне. При этом 26 июля 2012 г. сами армяне Алеппо заявляли, что хотя ситуация критическая и в городе идут бои, тем не менее, пока «армянские районы Алеппо находятся в безопасности» и «религиозного конфликта в Сирии нет». Но в то же время армяне Алеппо фактически расписались в своей беспомощности и в том, что стали пешками в чужой игре. Так, некий бизнесмен Вазген Месропян, ссылаясь на своих знакомых в Алеппо, заявил о позиции почти 40-тысячной армянской общины города: «Мы не вмешиваемся в политику». Как отметил Месропян, США и Европа хотят свергнуть президента Сирии Башара аль-Асада. По его словам, делается также попытка породить и религиозную войну, но этого не удастся сделать, так как в Сирии бок о бок стоят мечети и церкви, «чего нет нигде в мире» (небольшое преувеличение – такая же религиозная толерантность и в Иране с Индией —прим.), и «мы живём со всеми в мире». «Религиозной войны нет. И мы ничего не боимся ни в Сирии, ни в других местах», – заверил он. Как подчеркнул сирийский армянин Тигран Габоян, интерес армян Сирии состоит в процветании и мире в этой стране.

Наконец, тогда Миндиаспоры и другие госорганы Армении «откликнулись» на эти страстные призывы «спасти» сирийских армян. Пошло навстречу новейшему политзаказу и руководство компании «Армавиа», согласившееся организовать дополнительные авиарейсы в Сирию, даже – непосредственно в Алеппо. Но что выяснилось? Да то, что и так было понятно изначально – хотя бы на примере уже практически переставшей существовать армянской общины Ирака. Сирийские армяне приезжают в Армению в основном для того, чтобы в ускоренном варианте получить армянское гражданство. Оставаться же на своей родной неродине они не торопятся, некоторые не исключают своего возвращения в Сирию после окончания войны, а определённая часть, предпочитает отъезжать дальше – в Европу и т.д. То есть выходцы из Сирии практически полностью повторяют прецедент поведения иракских армян после того, как Ирак был оккупирован Западом и ввергнут в пучину внутригражданского вооружённого противостояния. И вот с такой диспозиции ситуация с христианами Сирии вошла в август 2012-го. Что характерно: в это время совпали целых три кампании. Первая – фашиствующие ваххабиты и иностранные наёмники принялись разжигать войну уже в христианских кварталах Дамаска – хотя ранее в течение 17 месяцев борьбы в Сирии между правительственными и оппозиционными силами христианские районы страны не вовлекались в боевые действия. Вторая – ряд конгрессменов США вновь призвал руководство своей страны, в частности, госсекретаря США предоставить сирийским армянам гуманитарную помощь, а также помощь в переселении. И вот тогда-то и выяснилось, что ещё два месяца назад Палата представителей США одобрила резолюцию по внешней помощи на 2013 г., где впервые особой строкой отмечена необходимость помощи армянам, живущим в Сирии. В том, что касается сирийских беженцев вообще (надо полагать, что в Штатах имели в виду и беженцев-армян — прим.), конгрессмены призывали Госдеп работать с сопредельными с Сирией странами, чтобы те держали границы открытыми для лиц, бегущих от насилия, и давали возможность им пользоваться школами и медицинскими учреждениями. Но – чтобы обязательно БЕЖАЛИ! В том числе и армяне… И, наконец, третья — эксперты зорко заметили, что именно с начала августа 2012-го руками ряда армянских СМИ развёртывалась особая медиа-провокация, судя по всему – продиктованная именно из США. Её суть была следующей – «Армения оставила сирийских армян без внимания и не протягивает руку государственной помощи под диктовку России».

Было и подмётное письмецо некой «группы сирийских армян», в котором «фиксируется» – мол, Россия «уже с первых дней сирийского конфликта вынуждала руководство Армении превратить сирийских армян в сторонников президента Сирии…» Не знаю, смотрит ли кто информационные выпуски новостей армянских телеканалов, но из увиденного вполне можно сделать вывод: сирийские армяне поумней «армянских» армян, и им нет нужды «слушаться» Россию или официальный Ереван, чтобы понять и знать твёрдо – правительство и Хафеза, и Башара аль-Асадов всегда стояло на страже интересов различных религиозных групп и конфессий, в том числе и армян, и армяне Сирии сами прекрасно осознавали и осознают, что нынешний режим в Дамаске – их единственная реальная гарантия безопасности. В частности, Виктор Якубян выделял в связи с этим скандальным прецедентом ангажированности армянских СМИ «под сурдинку» политики США в Сирии интернет-издания Lragir.am и MediaLab.am. Он справедливо отметил, что эти ресурсы полностью аффилированы с американскими правительственными фондами и программами поддержки и размножения медийных и общественных проектов – USAID (Агентство США по международному развитию), Internews и Фонда «Евразия». При этом владельцы MediaLab.am благодарят «народ США» за поддержку в создании сайта и «предусмотрительно» предупреждают, что его содержимое «не обязательно отражает точку зрения Государственного департамента США или американского правительства».

Конечно и – к счастью, не все в нашей стране столь проамерикански слепы, были и единичные случаи, когда выражалось иное мнение. В частности, арабист Сурен Манукян ещё 29 июня 2012 г. на пресс-конференции призывал отправить в Сирию армянскую официальную делегацию, чтобы продемонстрировать «поддержку сирийским армянам и Башару Асаду», поскольку «во время правления Асада армянская община Сирии не имела никаких проблем». Кстати, он же заметил, что получение ими армянского гражданства – не факт возвращения сирийских армян «на Родину», а их возможность обосноваться в других странах. Другой арабист – Армен Петросян на пресс-конференции 21 июля 2012 г. впервые жёстко подчеркнул, что необходимо сохранить армянскую общину в Сирии и её серьёзные позиции в этой стране. Ещё один арабист – Саркис Григорян, в свою очередь, отметил, что не все сирийские армяне захотят «вернуться на родину», многие останутся в Сирии, в связи с чем необходимо обеспечить жизнедеятельность и безопасность армянской общины в этой стране. Именно три вышеотмеченных специалиста и дали в прошлом году возможность Армении не слишком низко «пасть лицом» на фоне углубляющейся сирийской трагедии, а заодно – и тревожности положения сирийских армян. Не случайно все высказывания о «репатриации» и «возвращении на Родину» взяты в кавычки. В отношении армян Сирии говорить подобное – лить воду на мельницу тех, кто ещё с мая 2012 г. (если не раньше) пытался создать условия для САМОДЕПОРТАЦИИ армян с территории одной из древнейших колыбелей христианства на Ближнем Востоке.

Сейчас уже очень многим ясно, что Запад, поняв, что попытки силового свержения Асада реанимировали алавитский фактор региона, решился на «иракизацию» Сирии, т.е. сценарий, при котором движущей силой завуалированной дезинтеграции страны должны выступить курды. Это можно также охарактеризовать как «курдизация» внутрисирийской реалии. Остановят ли окончательно эти «пожелания» Запада, которым, в особенности в «армянской части», прилежно и усердно помогала Турция, события после 3 сентября 2013 г. и прессинг России по вопросу о химическом оружии в Сирии – покажет время, конечно. Но…

Видимо, надо ещё раз напомнить всей общественности Армении, как и почему община соотечественников в Сирии получила негласный статус «майр-hамайнк» («материнская община»). Многие из предков нынешних армян Сирии и Ливана вообще уходили туда с оружием в руках – так и не будучи побежденными турками в боях. Например, как те же мусалерцы. Или же воины Армянского (Восточного) легиона, которые активно помогали Франции в 1917-19 гг. громить турок в Киликии и готовились, затем стать бойцами Армянской армии планировавшейся Киликийской республики. Ещё в годы  Первой мировой войны по соглашению, заключённому с французским правительством, из армян Киликии был сформирован Армянский (Восточный) легион, который должен был сражаться против Османской Турции только в Киликии, и после победного завершения войны стать ядром армии будущей Киликийской автономной республики. Армянский легион своими отважными действиями в сражении при Арара (Арарайское сражение 1918 г.) решил исход боя в пользу французских войск. После поражения Турции в Первой мировой войне и заключения Мудросского перемирия 1918 г., в ноябре-декабре того же года Армянский легион (около 6 тыс. бойцов) был переброшен французами в Киликию, но после предательского сговора с турками французы вывели армян-легионеров в Сирию. Вскоре за ними были вынуждены бежать и оставшиеся в живых после геноцида в 1915-18 гг. все армяне Киликии. Так начинала формироваться нынешняя армянская община Сирии… И если сравнить ситуации периода 1914-39 гг. с положением дел периода 2011-12 гг., то невооружённым глазом видно, что для алавитов и христиан Сирии вновь замаячили угрозы массовых расправ и геноцида. Это и очередное «участие» Франции и Турции, и попытка ваххабизации, и т.д., и т.п.

Но вместо того, чтобы, наконец, отдать долг киликийским армянам, уже раз в своей истории обманутым и принесённым в жертву, Запад и сейчас готовил для них ГЕНОЦИД. Очередной Геноцид армян данного региона. И заключается он в том, что наряду с решением других задач локального и стратегического характера, Запад (только теперь это не Франция, а, скажем так, США и Европейский Союз) в Сирии (а на очереди стоял и, возможно, стоит и Ливан) стремится к полному или частичному уничтожению – естественно, не только одних армян, но и всех христианских общин. Ведь все христианские общины Сирии и Ливана не желали и не желают, во-первых, установления в их странах суннитско-фундаменталистских режимов, будь то в исполнении «Братьев-мусульман» или совершенно «открытых» салафито-ваххабитов. Во-вторых, все христианские общины Ближнего Востока не желали и не желают, чтобы территории, где они проживают, стали бы фактически зоной «мягкой оккупации» со стороны Турции, чтобы возрастали роль и влияние Анкары. Восточные христиане, и в первую очередь, армяне, в отличие от рафинированных «демократических» новофашистов с Запада, не верили и не верят в то, что Турция «изменилась». И если заинтересованность Турции (как, впрочем, и идейно-духовных единомышленников турок в лице салафито-ваххабитских террористов и их покровителей) в уничтожении армянских общин Сирии и Ливана поддаётся осознанию и имеет обоснованные логичные объяснения, то вот на вопрос, почему исход армян из этих стран стал выгодным и США, и Израилю, и Евросоюзу, пусть ответят политики и дипломаты этих стран. Но считаю нужным напомнить – пресловутые армяно-турецкие Протоколы 2009 г. встретили наиболее ожесточённое неприятие именно со стороны армян Сирии и Ливана… То, что сейчас делают дипломаты США и стран-членов Евросоюза в вопросе Сирии и, соответственно, сирийских христиан, в том числе и армян, совершенно равносильно тому Геноциду армян, который осуществили в 1915-23 гг. младотурки и кемалисты. В этом плане политика Османской Турции на Ближнем Востоке в начале XX века и политика Запада-Израиля и их союзников и «попутчиков» в начале XXI века абсолютно идентичны.

Вообще – крайне жаль, что современный фашистский «дранг нах Остен» идёт под флагами демократии и демократизации. Мерзавцы, которые это осуществляют, девальвировали своими поступками само слово «демократия». На долгие десятилетия вперед у миллиардов людей современные фашисты на Западе создали предпосылки для того, чтобы в разных странах люди от чистого сердца возненавидели бы и само это слово, и всё, что связано или будет связано с этим словом.

В чём же тогда спасение сирийских армян? Мы уверены – не в том, что они сбегут в Армению, а отсюда – дальше. Есть плачевные прецеденты, приводившие если и не к геноцидам, то – к попыткам геноцида армян там, где они до последней секунды стремились сохранять нейтралитет в войне. Первый – рядом, в соседнем с Сирией Ливане, ещё в 70-е годы XX века. Только после того, как армяне бейрутских кварталов взялись за оружие и сформировали свои народные дружины, начав оказывать вооружённый отпор и исламским фанатикам, и израильской военщине, заинтересованные силы внутри региона и за его пределами поняли, что армян так просто из Бейрута не «выдавить». Понадобилось лишь немного ещё политической дерзости – и в бой за армян (это – условно, на самом же деле – за свои интересы, которые тогда совпали с интересами армян Ливана) вступил СССР. Всё. Атаки на армянские кварталы Бейрута прекратились. Второй – тоже рядом, но уже рядом с Арменией. Сколько подзуживали тогда, в начале 90-х из Еревана, армян Абхазии – или «репатриируйтесь», или перейдите на сторону Грузии, или уж «бегите в Россию»!!!! Слава богу – у абхазских армян хватило ума не слушать предателей. Правда, они, как и ныне сирийские армяне, всё пытались и пытались сохранять нейтралитет. Однако кровавая бойня в армянском селе Лабра (сущий геноцид…) и массовые убийства армян в столице Абхазии подтолкнули-таки абхазских армян к верному решению – формирование добровольческого батальона имени маршала Баграмяна и вступление в войну в качестве самостоятельного фактора в Абхазии. Тут любопытен сам факт: и в Ливане в 70-х, и в Абхазии 90-х армянам, благодаря демонстрации своего умения самоорганизоваться и взять дело обеспечения своей безопасности в свои же руки, удалось если и не избежать трагедий, то, во всяком случае, минимизировать тот вред, которые несли силы, продвигавшие вперёд войну. Но проблема в том, что в Сирии армянам будет проще – с ними рядом будет и законное правительство страны, и общины алавитов, шиитов, друзов и других этноконфессиональных общин. Сирийский президент, в принципе, уже давно «пригласил к танцу» – и сирийских армян, и саму Армению, в правительстве два места были выделены армянам.

И есть уже совершенно чёткие, пусть и неофициальные данные. В Сирии, как минимум, начиная с момента перенесения ожесточённых боёв на улицы христианских кварталов Алеппо и Дамаска, наряду с подразделениями сирийской регулярной армии и отрядами народной милиции шиитов, алавитов, друзов, прасадовских палестинцев, отрядами самообороны различных курдских партий и организаций, бок о бок со своими братьями по несчастью сражались и сражаются отряды армянского ополчения Сирии. На севере страны, где последние месяцы правительственные войска и народное ополчение практически вытеснили марионеток Запада к границам Турции, сирийские армяне часто воюют во взаимодействии с курдскими отрядами. Не случайно турки забеспокоились и 7 октября объявили о намерении построить стену на границе с Сирией, а также начали «маневрировать» между различными силами, контролирующими положение на севере Сирии. Анкара понимает, что за угроза придёт из Сирии, помимо бегущих марионеток Запада – да ещё в условиях фактически мирного восстания в ряде городов Западной Армении и Киликии, граничащих с Сирией, где несколько месяцев курды и алавиты требует соблюдения своих прав. Кто же не верит моим словам об активном участии сирийских армян в войне – пожалуйста, убедитесь сами, хотя бы на примере этого видеоролика со свидетельствами сирийских армян. И задача любой власти в Армении, задача всех слоёв общественности, кто бы и во что бы ни верил и на что бы ни молился (типа, Запад или Незапад!..) – любым способом поддержать вооружённую борьбу сирийских армян за землю своих предков, пусть она сегодня и в составе Сирии.

…Пока же в этой стране марионетки Запада продолжают бесчинства. Вот только ряд фактов из сообщений конца сентября – первой половины октября текущего года. Боевики группировок в Сирии, связанных с «Аль-Каидой», подожгли статуи и кресты в церквях в северной Сирии и уничтожили крест на часовне одной из церквей. Эти преступники из организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ISIL) проникли в греко-католическую церковь Богоматери Благовещения в северном сирийском городе Ракка и сожгли внутри религиозное убранство, сообщило агентство France-Presse со ссылкой на оппозиционную мониторинговую организацию Syrian Observatory for Human Rights. Так же они поступили в армянской католической Церкви Мучеников, а также уничтожили крест на часовне церкви и заменили его флагом группировки «Исламское государство Ирака и Леванта». Боевики т.н. «сирийской оппозиции» захватили контроль над большей частью провинции Ракка, и одноимённой столицей провинции, расположенной на берегах реки Евфрат, ещё в марте. И можно представить, что там они творили над местными курдами и армянами… «Разрушение религиозных сооружений только усиливает страхи различных общин Сирии и лишь углубляет трагедию этой страны,  – сказала 28 сентября 2013 г. Леа Уитсон, глава отделения Ближнего Востока в организации Human Rights Watch. — Сирия потеряет своё богатое культурное и религиозное разнообразие, если вооружённые группировки не будут с уважением относиться к культовым сооружениям».

Я умышленно, конечно, концентрирую внимание читателей на преступлениях марионеток Запада против сирийских христиан, в первую очередь – армян. Но это не означает, что мы, армяне, должны «спокойно» рассуждать о преступлениях ставленников США и Турции против других конфессий Сирии. Мы знаем и об этом – и осуждаем Запад за то, что там ни у кого не находится слов хотя бы лёгкого осуждения (на официальном уровне) в адрес своих марионеток в Сирии. Так, 14 октября стало известно, что на востоке Сирии связанные с «Аль-Каидой» боевики взорвали суфийскую мусульманскую святыню шиитов, сообщило агентство Reuters со ссылкой на активистов оппозиции. Боевики заминировали и взорвали гробницу шейха Иссы Абд аль-Кадыра Рифайи, расположенную в удерживаемыми повстанцами городе Бусайра, в 45 км к востоку от столицы провинции Тер-Зор (Дейр эль-Зор). По мнению активистов, за взрывом стоит связанная с «Аль-Каидой» группировка «Исламское государство Ирака и Леванта». Ещё ранее они уничтожили статую аббасидского периода – легендарного суннитского халифа Харуна Ар-Рашида. А 11 октября хвалённая правозащитная организация Запада – Human Rights Watch (HRW), в своём 105-страничном докладе впервые, наконец, признала, что «сирийская оппозиция» совершала военные преступления против алавитов. Иными словами, нам, армянам нет нужды дожидаться «признаний» со стороны стран и организаций Запада, чтобы быть осведомлёнными о преступлениях марионеток Запада в Сирии – у нас есть возможности посредством армянских общин Сирии и соседнего Ливана знать ВСЮ ПРАВДУ о том, что творит Запад и его марионетки на Ближнем Востоке. Вопрос в другом – насколько эффективно СМИ Армении пользуются этими возможностями?.. Насколько осведомлена общественность Армении и армянские общины, скажем, стран-членов СНГ о том, что переживают христиане, в том числе армяне, и другие религиозные общины Сирии на протяжении почти трёх лет?!..

В октябре 2013 г. в Москву с официальным визитом прибыли пять христианских иерархов Сирии, которые встретились с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Среди священнослужителей, которые посетили Россию, викарий Дамасской епархии епископ Апамейский Исаак (Антиохийский патриархат), архиепископ Иосиф Абси (Греко-Мелькитская католическая церковь), епископ Армаш Налбандян (Армянская Апостольская Православная церковь, Эчмиадзинский католикосат), архиепископ Мар Силуан Петр аль-Немех (Сирийская ортодоксальная церковь) и архиепископ Самир Нассар (Маронитская церковь). Патриарх Кирилл сообщил прибывшим, что Русская Православная Церковь (РПЦ) сделает всё зависящее от неё, чтобы остановить конфликт в Сирии. Кроме того, православная церковь продолжит собирать гуманитарную помощь для всех сирийцев. В ответ гости из Сирии рассказали, что боевики прозападной «оппозиции» разрушили за время конфликта в Сирии 60 храмов, в том числе в Хомсе, Алеппо, Маалюле и других городах. Около полумиллиона христиан вынуждены были покинуть страну. «Мы не хотим покидать Сирию. Как не хотим, чтобы у нас повторилось то же, что в Ираке, откуда уехало полтора миллиона христиан во время войны. Сейчас, то же самое происходит в Египте. Мы не хотим, чтобы у нас была гражданская война, как в Ливане, долгие годы. И сейчас пытаемся сделать все возможное, чтобы уговорить жителей остаться в стране», – заявил архиепископ Мар Силуан Петр аль-Немех. До сих пор ничего не известно о судьбе двух сирийских священнослужителей, похищенных боевиками ещё 22 апреля. Митрополита Алеппского Павла Язиджи из Антиохийского патриархата Греческой православной церкви и митрополита Марка Григория Юханну Ибрагима из Сиро-Яковитской церкви похитили в сирийской провинции Алеппо, когда они направлялись к турецкой границе, чтобы добиться освобождения двух священников, похищенных ещё в феврале. В последнее время появились сообщения, что священнослужители живы. Однако до сих пор РПЦ не может проверить эту информацию, поскольку никакой связи с похитителями нет.

Не знаю… Знакомясь со всеми эти фактами, невозможно не прочувствовать трагизма положения христиан Сирии. В первую очередь – пусть меня ещё раз извинят представители других конфессий Сирии, страдающих от прозападных марионеток, сирийских армян, героических сыновей и дочерей нашего народа, потомков тех, кто оставшись непобеждёнными, с оружием в руках уходили со своей священной исторической Родины… В их жизни это – третий, как минимум, геноцид, опять-таки идущий со стороны Турции. За два года гражданской войны от рук террористов в Сирии погибли около десяти тысяч христиан, ещё 138 тысяч были вынуждены покинуть страну. И немалую часть погибших и бежавших составили, в том числе и армяне… Последним инцидентом массового истребления христианского населения стало нападение вооруженных бандитов на город-памятник Маалюля. Из десяти тысяч его жителей восемь тысяч исповедовали христианство. Маалюля был одним из духовных центров христианства и православия, единственным населённым пунктом, где до сих пор говорили на арамейском языке, на котором проповедовал Иисус Христос. В этом городе находилась христианская святыня – монастырь Святой Фёклы. Маалюля был атакован террористами 4 сентября этого года. Были разгромлены сотни домов, монастырей и церквей, осквернены иконы. Боевики под угрозой смерти требовали, чтобы люди отреклись от христианства. И это далеко не единственный случай. Ранее исламисты разорили множество христианских святынь – в частности, храм Пояса Богородицы, храм Георгия Победоносца, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Сейдная. Помимо Алеппо, армянские церкви сожжены и разграблены в других городах и местностях. В Тер-Зоре в феврале уничтожены церковь Св. Марии и христианская школа Аль-Ахда. Были разграблены две церкви в селах Гасанийех и Ждейдех в провинции Латакия, осквернена и церковь Сергия и Вакхуса – террористы сорвали с неё крест и водрузили флаг «Аль-Каеды»…

Порой, при внутриармянских обсуждениях, многие начинают обращаться к вопросу о «бессилии» современной Армении что-либо противопоставить давлению Запада в вопросе Сирии и, соответственно, безопасности сирийских армян. Но так ли это? Допустим, что есть, действительно, вопросы, куда маленькой и пока что крайне тщедушной (в масштабе мировой политики) Армении великие державы просто не дадут вмешаться и не допустят статуса активного ролеисполнителя. Но никто не вправе запрещать или «не пущать» Армению и её госорганы в решение вопроса – причём не «репатриации», а безопасности сирийских армян и именно в Сирии! Не можете на официальном уровне – есть множество бездарных НПО, в том числе и правозащитных, есть иные структуры, есть традиционные армянские политические партии. Есть, наконец, Армянская Апостольская Православная церковь. Оба Католикосата – оба. Почему, например, епископ из Сирии Армаш Налбандян (Армянская Апостольская Православная церковь, Эчмиадзинский католикосат) едет за помощью и поддержкой в Москву, а не в Эчмиадзин??? Понятно – общая духовная делегация христиан Сирии. Понятно – Россия к октябрю 2013-го доказала, что ее позиция по Сирии является последовательной, и что отступлений не будет. И к ней сирийские христиане обращаются как к крупнейшей Православной Державе, которую не смогут проигнорировать в мире. Но ведь сирийские христианские первосвященники поехали в Москву не к президенту РФ Владимиру Путину, а – к главе РПЦ Патриарху Кириллу.

Разве не Патриарх Московский и Всея Руси одним из первых на планете поднял свой голос в защиту христиан Сирии? Причём – ВСЕХ (!) христиан, а не только одних православных. Разве не Патриарх Кирилл побывал в Сирии и даже вёл церковные службы в православных храмах Сирии, причём даже и в, так сказать, прифронтовых городах? А слышал ли кто-либо о пастырских визитах Католикосов Гарегина Второго и Арама Первого в Сирию? Я – нет. Была ли информация о проведении ими служб – во имя мира в Сирии и спасения сирийских армян, но на земле самих сирийских армян? В Алеппо? В Хомсе? В Тер-Зоре? В Эль-Камышлы? Нет. Даже сейчас, когда и Папа Римский открыто обратился к Западу с требованием не допустить уничтожения христианства в Сирии, наши армянские первосвященники по сути молчат. Почему?!.. Разве же армяне Сирии – это не плоть от плоти, кровь от крови всей нашей нации? Разве их дети – это не наши, армянские дети? Разве церкви сирийских армян, их кладбища, иные объекты культурных и материальных ценностей – это всё не армянское?!

Армянское государство и оба Католикосата Армянской Апостольской Православной церкви обязаны сейчас заботиться об армянах Сирии ничуть не меньше, чем, скажем, об армянах Армении и Арцаха. Общественность Армении и Арцаха, все более или менее крупные диаспориальные организации армян во всём мире обязаны превратить вопрос о защите безопасности сирийских армян на их Родине в задачу номер один. И те силы армян мира, которые откажутся это сделать, всей нацией должны быть признаны предателями армянского народа.

Сергей ШАКАРЯНЦ, по материалам: russia-armenia.info

Категории: Армения, Ближний Восток, Главное, Сирия

« Не вступает ли Грузия в очередной период «междуцарствия»?
» «Правда о «мифах» карабахского конфликта», или Большой провал азербайджанского агитпропа в Москве
 

 

Видеоматериалы

Дальше

Фото

Дальше

 
Региональная общественная научно-исследовательская организация «Общественный институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона»