ЧЕРНОМОРСКО-КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН.

АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ



Кто в Татарстане выступил против Всеволода Чаплина

Религиозный мир

13 февраля 2013 года федеральные СМИ сообщили об отмене визита в Татарстан председателя Синодального Отдела по взаимодействию церкви и общества Русской Православной церкви протоиерея Всеволода Чаплина. В связи с этим ряд СМИ также вспомнили об обращении Общественной палаты Татарстана, в которой Чаплин обвинялся в том, что встал на сторону неких сил, «старающихся «раскачать» межнациональную и межрелигиозную ситуацию в республике», вместо того чтобы «солидаризироваться со здоровыми общественными силами» (данное обращение было опубликовано 11 декабря 2013 года официозным республиканским агентством «Татар-информ») [1].

Как сообщали региональные СМИ Татарстана, Всеволода Чаплина лично пригласили в Казань президент Татарстана Рустем Минниханов и муфтий Камиль Самигуллин. Поводом для публичного обнародования приглашения высокопоставленного церковного деятеля стали его выступления, в которых он раскритиковал ситуацию в этнорелигиозной сфере в Татарстане после массовых поджогов православных церквей, устроенных исламистами.

Глава Синодального отдела в своих выступлениях фактически признал враньем доклады татарской этнократии Москве о том, что Татарстан якобы является эталоном межрелигиозной толерантности.

Так, об этом он говорил 23 декабря 2013 года на состоявшемся в Москве круглом столе Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора под названием «Откуда исходит угроза православным Татарстана?». На данном мероприятии впервые за много лет на федеральном уровне открыто обсуждалась проблема дискриминации русских и кряшен в Татарстане. Роль модератора на данном круглом столе взял на себя сам Всеволод Чаплин. В своём докладе высокопоставленный священник указал на то, что в регионе наблюдаются случаи давления на православные общины со стороны экстремистских сил, «которые пытаются без очевидной готовности граждан обратить их в иную веру», а именно – в ислам. «Делается это в достаточно жесткой форме»,- подчеркнул глава Синодального отдела, отметив, что в результате запуганные люди «уезжают с обжитых мест». С протоиереем Всеволодом Чаплиным были солидарны и другие докладчики данного круглого стола.

«Если сравнивать Татарстан с другими регионами, то ситуация совсем оказывается печальной. По моим данным, находится он сейчас на последнем месте по уровню межнациональных и религиозных отношений. Сравнить его можно только с Дагестаном», – заявил на данном круглом столе известный религиовед и правозащитник Роман Силантьев. По мнению эксперта, православные в Азербайджане сейчас «чувствуют себя лучше, чем православные Татарстана». По словам Силантьева, если ситуация не изменится, «действительно будет «сирийский сценарий». «В Сирии люди вместе разных вер жили полтора тысячелетия, что не помешало за год все это уничтожить»,- отметил религиовед. «У них восстанавливались храмы и мечети, у них был идеальный когда-то межнациональный и межрелигиозный мир, который ваххабитами был уничтожен за год», — подытожил Роман Силантьев.

Однако озабоченность положением русских и кряшен в Татарстане глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин выразил ещё несколькими днями ранее в начале декабря, на проходивших в столице Киргизии Бишкеке II Международных Свято-Антониевских чтениях. «Довольно долго нам пытались сказать, что в Татарстане наблюдается идеальный межнациональный мир. На этом фоне продолжались отказы православным в возвращении некоторых храмов, принижение русского фактора в жизни республики, организаций, которые объединяют русских людей, а также кряшен — особой этнической группы, связанной с христианством», — заявил тогда протоиерей Всеволод Чаплин.

Это высказывание протоиерея Всеволода Чаплина вызвало нездоровую реакцию Общественной палаты Татарстана, направляемой властями данной республики.

11 декабря 2013 года официальным республиканским информационным агентством «Татар-информ» было обнародовано обращение комиссии Общественной палаты Татарстана по вопросам культуры, межэтнических и межконфессиональных отношений, в котором глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества фактически был обвинен в том что встал на сторону неких сил, «старающихся «раскачать» межнациональную и межрелигиозную ситуацию в республике», вместо того, чтобы «солидаризироваться со здоровыми общественными силами» [1].

Как тогда заметил ряд наблюдателей, Общественная палата Татарстана в своём заявлении не привела никаких конкретных фамилий и фактов, подтверждающих достаточно серьёзные обвинения в адрес высокопоставленного представителя РПЦ в пособничестве таинственным «врагам республики» [2].

Более того, данным заявлением Общественная палата Татарстана фактически обвинила во лжи не только о.Всеволода Чаплина, но и всех учёных и экспертов, кто в последнее время открыто говорил о дискриминации русских и кряшен в Татарстане – правозащитника Романа Силантьева, религиоведа Раиса Сулейманова, социолога Александра Салагаева, историка-кряшеноведа Аркадия Фокина, председателя Казанского отделения Общества русской культуры Республики Татарстан Михаила Щеглова и др.

Кто же стоит за этим заявлением «здоровых общественных сил» подконтрольных властям Татарстана?

Согласно сообщению официального агентства «Татар-информ», коллективным автором данного заявления является Комиссия Общественной палаты Республики Татарстан по вопросам культуры, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Возглавляет эту комиссию награждённая медалью «В память 1000-летия Казани» Майя Мануиловна Хухунашвили, занимающая пост главы Национально-культурной автономии грузин г. Казани, одновременно являющаяся заместителем Председателя Совета Ассамблеи народов Татарстана.

В своё время Майя Хухунашвили постигала азы исторической науки в Казанском университете, а после его окончания вместе с мужем и детьми вернулась в Грузию. Однако, как рассказывает о ней официальная газета «Республика Татарстан» (бывшая «Советская Татария»), «перипетии перестроечного периода, развал Советского Союза настолько осложнили ситуацию в Закавказском регионе, что пришлось им от полувоенного быта и невнятных жизненных перспектив уехать обратно» на территорию Российской Федерации [3]. В 2006 году Майя Хухунашвили получила российское гражданство [4]. Чем же отплатила нашей стране Майя Хухунашвили за гостеприимство, за то, что Россия в трудный период жизни приютила её семью и дала работу ей и её мужу?

В 2008 году на второй день агрессии проамериканского режима президента Грузии Михаила Саакашвили против Южной Осетии Майя Мануиловна выступила по татарстанскому телеканалу «Эфир» с заявлением от всей грузинской диаспоры Казани – в поддержку грузинских агрессоров [4]. Выступив с этим антироссийским и русофобским заявлением, Майя Хухунашвили и солидаризовавшиеся с нею другие представители грузинской диаспоры с моральной точки зрения фактически стали соучастниками преступлений грузинских оккупантов против российских миротворцев и народа Южной Осетии.

Напомним: развязанная президентом Грузии Михаилом Саакашвили августовская война 2008 года началась с нападения на российских миротворцев, находившихся в зоне конфликта на законной основе, опираясь на действие международного мандата. По свидетельству командующего Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта генерала Марата Кулахметова, за короткое время до начала обстрела все грузинские миротворцы спешно снялись со своих позиций и, побросав амуницию, уехали. Когда началось грузинское наступление, эти подонки, полностью забыв о своем «миротворческом» статусе и соединившись с основными частями саакашистов, атаковали российских военнослужащих.

Против российского миротворческого контингента агрессорами были использованы системы залпового огня «Град», силы авиации и танки, что свидетельствует о следующем: саакашисты хотели полного уничтожению российских военнослужащих, разделявших две стороны давнего межэтнического конфликта. По заявлению российского военного ведомства 08.08.2008, грузинские военные добивали раненых. Действия грузинских «военных» против российских миротворцев в августе 2008 года являются беспрецедентными в мировой практике.

Выступив с антироссийским заявлением в эфире татарстанской телекомпании, Майя Хухунашвили и её единомышленники из числа казанских грузин фактически осквернили память российских миротворцев, положивших свои жизни ради сохранения жизней мирных граждан в этом неспокойном регионе.

Неудивительно, что тогда даже либеральное казанское издание «Звезда Поволжья» не смогло пройти мимо этого вопиющего факта, отметив, что данное заявление «означало потворство агрессии Саакашвили, форму солидарности с агрессией» [4]. Также газета обращала внимание на то, что оценку антироссийскому заявлению Майи Хухунашвили так и не дал председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, одновременно занимающий должность председателя Совета Ассамблеи народов Татарстана. А ведь во время августовской войны в Южной Осетии руководительница грузинской диаспоры Казани в Ассамблее народов Татарстана являлась его подчинённой (и продолжает оставаться его подчинённой и сейчас).

Примечательно, что за 4 года до августовской войны Майя Хухунашвили публично выступила в поддержку Михаила Саакашвили и не скрывала радости от его победы на президентских выборах. «Мы уверены в том, что он поможет возрождению Грузии и даст шанс каждому из ее жителей на достойное существование», – заявила Майя Мануиловна в интервью одной из татарстанских газет [5].

После антироссийской выходки госпожи Хухунашвили в эфире местной телекомпании редактор газеты «Звезда Поволжья» Рашит Ахметов писал: «Заявления Майи Хухунашвили с осуждением агрессии президента Грузии Саакашвили никто так и не услышал. Ее выступление о поддержке территориальной целостности Грузии не дезавуировано и в свете признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии становится прямо антироссийским. Конечно, она, безусловно, имеет право на свою позицию, и в стране свобода слова. Но она руководитель грузинской диаспоры в Казани и также входит в правление Ассамблеи народов Татарстана. Кстати, Ассамблея народов Татарстана до сих пор не выступила со своей позицией по южноосетинскому кризису (который имеет принципиальное значение для Татарстана), и Фарид Мухаметшин так и не дал оценку заявлению Майи Хухунашвили …» [4].

Напрасно ждал Рашит Ахметов что Ассамблея народов Татарстана публично выступит с оценкой заявления Майи Хухунашваили по грузино-осетинскому конфликту. Нисколько не удивляет, что председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, одновременно занимающий пост председателя Совета Ассамблеи народов Татарстан, не дал оценку её антироссийскому заявлению: если учитывать, что в своё время он имел контакты с антироссийской «благотворительной» организацией под названием «Тайба» [6].

Напомним: именно благодаря деятельности саудовского фонда «Тайба» татарские ваххабиты принимали участие во Второй чеченской войне на стороне чеченских сепаратистов. Ведь именно после того как ваххабитская «благотворительная» организация «Тайба» заключила договор о содействие образовательному процессу с дирекцией медресе «Йолдыз» в г.Набережные Челны, данное учебное заведение трансформировалось в центр по подготовке террористов. Причём финансовые вложения «Тайбы» в учебный процесс этого медресе, осуществлявшиеся при прямой поддержке татарстанского чиновничества, оказались «долгоиграющими»: выпускник «Йолдыза» небезызвестный Айрат Вахитов (известный также как Салман Булгарский) в наши дни воюет в Сирии на стороне ваххабитского интернационала, и через Интернет вербует молодых мусульман Татарстана для этой же цели – для участия в боевых действиях в этой стране в интересах США, Катара и Саудовской Аравии.

При этом, несмотря на то, что Майя Хухунашвили не стесняется публично демонстрировать свои антироссийские воззрения, она в качестве члена Общественной палаты Татарстана имеет возможность получать «инсайдерскую» информацию от местных силовиков. В Татарстане подобное считается нормальным. Ещё в 2006 году в заявлении для СМИ Майя Мануиловна не сочла нужным скрывать тот факт, что в качестве члена Координационного совета МВД по Республике Татарстан имеет возможность оперативно получать от данного ведомства интересующую её информацию [7]. К сожалению, ни для кого не секрет: формально являясь подразделением федерального ведомства, МВД по Республике Татарстан во многом находится в зависимом положении от местной этнократии. Видимо, Майя Хухунашвили является «своей» для этнократии Татарстана, и поэтому ей дан доступ к «инсайду» местных правоохранителей.

В связи с анализом деятельности Майи Мануиловны Хухунашвили на благо этнократии Татарстана, нам придётся вспомнить о т.н. «антигрузинской кампании» российских правоохранительных ведомств в сентябре-октябре 2006 года, которая была вызвано разгулом этнических преступных группировок на территории России. Тогда сразу в нескольких регионах России правоохранительными органами проводились крупномасштабные мероприятия по максимальному выявлению и депортации граждан Республики Грузия, незаконно пребывающих на территории России, проводились операции направленные на пресечение деятельности преступных группировок, сформированных выходцами из Грузии по «этническому» признаку.

В заявлении для СМИ 14 декабря 2006 года в Казани госпожа Хухунашвили сообщила, что «антигрузинская кампания» правоохранительных ведомств России практически не затронула Татарию. По ее словам, в МВД Татарстана «проявили мудрость и решили не обострять ситуацию». В итоге, по свидетельству Майи Хухунашвили, из Татарстана в Грузию было депортировано только 30 человек, а из Казани — всего 9. «Это не сопоставимо с тем, что происходило в других регионах», — самодовольно отметила Майя Мануиловна. Она также сообщила, что после того как в московские школы и ВУЗы поступила директива представить в милицию списки учащихся, которые являются нелегальными мигрантами из Грузии, она поинтересовалась в МВД Татарстана, не планируются ли подобные акции в республике. «Мне сказали, — сообщила для журналистов Майя Мануиловна, — что ничего подобного не будет». Больше того, со слов госпожи Хухнашвили следует, что в МВД Татарстана ей услужливо заявили что она может немедленно сообщать, если вдруг узнает «о таких ситуациях» [7].

Именно по инициативе Майи Мануиловны, с одобрения Фарида Мухаметшина в том же 2006 году члены Ассоциации национально-культурных объединений РТ (организация, которая является предшественником «Ассамблеи народов Татарстана») выступили с совместным заявлением по поводу «обострения российско-грузинских отношений». «Члены Ассоциации с особым вниманием и определённой тревогой наблюдают за обострением отношений между Грузией и Россией», – говорится в этом заявлении. «Мы убеждены, что сейчас как никогда нужно бережно относиться к достижениям в сфере воспитания толерантности среди подрастающего поколения, политика властей должна быть дальновидной, ради сохранения добрых многовековых отношений между грузинским и российским народом», — заявляют члены Ассоциации. Далее из этого заявления мы узнаём о том, что «Ассоциация считает недопустимым распространение следствий политических конфликтов на интересы законопослушных граждан (примечание: имеются в виду представители грузинской диаспоры, которые не хотели быть депортированными в «демократическую» Грузию за свои проделки). Разумеется, в этом заявлении в очередной раз продекларировали, что Татарстан «с полным основанием может гордиться гармонией межнациональных отношений, достигнутой многолетним трудом и совместными усилиями общественных национально-культурных организаций и государственных структур» [8].

Майя Мануиловна не считает нужным скрывать от СМИ и тот факт, что пользуясь своей должностью, помогает своим соплеменникам «улаживать проблемы» с местным подразделением Федеральной миграционной службы (ФМС) [9].

Надо сказать, что среди большинства представителей грузинской диаспоры Татарстана Майя Хухунашвили пользуется вполне заслуженным уважением как человек, который благодаря своим доверительным отношениям с Фаридом Мухаметшиным и другими представителями татарстанской элиты фактически свёл на нет «антигрузинскую кампанию» МВД в Татарстане, воспрепятствовав депортации сотен граждан Грузии, не успевших ещё к тому моменту обзавестись российским гражданством, и имеет возможность «улаживать» дела своих соплеменников в ФМС.

Однако за такое комплиментарное отношение к грузинской диаспоре Майе Мануиловне приходится платить верностью этнократии Татарстана, и заявлять, когда прикажут, о якобы царящих в Татарстане «межнациональном и межрелигиозном мире и согласии».

Так, 16 апреля 2012 года Аппаратом президента Татарстана на проводимую в Казани Приволжским филиалом Российского института стратегических исследований (РИСИ) конференцию «Этнолингвистический конфликт в Татарстане: проблема русского языка в региональной системе образования» был запущен своеобразный «десант» из ангажированных педагогов и общественных деятелей. Главной целью для «десанта» было поставлено: показать присутствующим на данном мероприятии московским журналистам, что «в Татарстане всё хорошо, никакой дискриминации русского населения нет». Среди членов грузинской диаспоры Казани общеизвестно, что возглавлять данный «десант» власти доверили Майе Мануиловне Хухунашвили )[10].

Здесь необходимо рассказать о сути этнолингвистического конфликта в Татарстане. Вот уже более двадцати лет школьники Татарстана недополучают базовые знания по русскому языку – из-за системы принудительного обучения татарскому языку, при которой количество часов на изучение языка «титульной национальности» непомерно увеличено в ущерб количеству часов для обучения русскому языку и русской литературе. Что в результате? Родители учащихся вынуждены нанимать репетиторов по русскому языку как в период обучения в школе, так и при поступлении в ВУЗы – из-за недополучения базовых знаний по данному школьному предмету. Школьники из Татарстана не имеют равных возможностей с детьми из «русских» областей при поступлении в московские ВУЗы (кроме детей, чьи родители могут оплачивать репетиторов)[11].

Через двадцать лет после объявления «суверенитета» Татарстана русские увидели, что татарскому языку их дети так и не научились говорить, а вот грамотность в области русского языка резко пошла вниз [12]. Однако попытки обращения к местным татарстанским чиновникам со стороны русской общественности до сих ни к чему не привели: те упорно отказываются признавать наличие проблемы. По мнению ряда экспертов, этнолингвистический конфликт в Татарстане — это не конфликт между русскими и татарами, а конфликт между русскоговорящим населением и региональной этнократией и поддерживающими ее татарскими национал-сепаратистами.

16 апреля 2012 года участникам конференции «Этнолингвистический конфликт в Татарстане» удалось осветить и обсудить ряд актуальных вопросов по теме дискриминации русского населения в Татарстане в сфере изучения родного языка. Однако участники возглавляемого Майей Хухунашвили «десанта» попытались перед лицом московских журналистов «заболтать» конференцию длинными спичами на тему «у нас в Татарстане всё хорошо, в т.ч. и в области изучения русского языка». Не отличалось оригинальностью и выступление самой Майи Мануиловны, прозвучавшее в том же ключе: «передайте всем, что у нас все хорошо» [13].

Вышедшее из под пера госпожи Хухунашвили и опубликованное 11 декабря 2013 года «обращение комиссии Общественной палаты Татарстана по вопросам культуры, межэтнических и межконфессиональных отношений» с обвинениями в адрес протоиерея Всеволода Чаплина – это также всего лишь результат того, что Майе Мануиловне было приказано в очередной раз выступить на стороне Казанского Кремля против Русской Православной Церкви, против российского государства и против дискриминируемого в республике русского народа.

«Грузия – очень религиозная страна, поэтому в первую очередь мы отмечаем наши церковные праздники», – в интервью газете «Молодёжь Татарстана» рассказывает о жизни грузинской общины Казани Ольга Пипия, соратница госпожи Хухунашвили [14]. Сама Майя Мануиловна позиционирует себя как православную христианку. Однако это не помешало ей опуститься до фактической клеветы в адрес православного священника, которого она обвинила в том, что он якобы встал на сторону неких экстремистских сил, «старающихся «раскачать» межнациональную и межрелигиозную ситуацию в республике».

Ничего удивительного в этом нет. В одном из заявлений для СМИ госпожа Хухунашвили признаётся, что главное для неё – не навредить грузинской диаспоре [7]. Интересы грузинской диаспоры Казани на чаше весов для неё перевешивают всё остальное. Как мы уже убедились, интересы грузинской диаспоры Татарстана состоят в том, чтобы следовать в фарватере политики Казанского Кремля. Выходцы из Грузии понимают, что только в этом случае они смогут припеваючи жить в Татарстане, и им здесь будут прощены любые антироссийские акции. Задумывается ли об интересах российского государства госпожа Хухунашвили? Ведь Россия спасла её от голода и приютила вместе с мужем и детьми. Судя по её публичным выступлениям и заявлениям – об интересах российского государства она нисколько не задумывается.

В награду за верность этнократии Татарстана Майе Мануиловне доверено возглавлять Комиссию Общественной палаты Республики Татарстан по вопросам культуры, межэтнических и межконфессиональных отношений и занимать пост заместителя Председателя Совета Ассамблеи народов Татарстана. Ей доверен также пост директора «Многонациональной воскресной школы», существующей на деньги госбюджета. Деятельность данного учебного заведения следует разобрать отдельно.

Центр образования «Многонациональная воскресная школа» был открыт в 1995 году Постановлением от 7 августа 1995 г. постановлением главы администрации г.Казани. Школа работает под патронажем той же самой Ассамблеи народов Татарстана, функционером которой является Майя Мануиловна [15]. Декларируется, что основанием к получению бюджетных средств данным учебным учреждением «является получение муниципального задания на реализацию образовательных программ различного вида и уровня подготовки». В данном образовательном заведении обучается более 300 учащихся, которые имеют возможность заниматься в более чем 20 отделениях, сформированных по этническому признаку.

Чему же учат в «Многонациональной воскресной школы», существующей при поддержке властей Татарстана под патронажем Ассамблеи народов Татарстана?

Известно, что грузинских детей и подростков в данной школе учат патриотизму, но патриотизму – не в отношении России, которая приютила и спасла их родителей от голода, но в отношении Грузии, правители которой лакейски прислуживает главному геополитическому противнику нашей страны – Соединённым Штатам [10]. На занятиях дети изучают грузинский язык и историю Грузии [14]. Много рассказывается о «демократических достижениях» Грузии. Каждое занятие начинается с пения гимна грузинского государства. По признанию [10] тех сознательных грузин-русофилов, которые не захотели отдавать своих детей на занятия к госпоже Хухунашвили, эти уроки проникнуты саакашистской идеологией и неприкрытой русофобией, Россия представляется детям в качестве государства, которое по отношению к Грузии всегда выступало в роли агрессора. Юным грузинам внушается, что Грузия 200 лет назад якобы была оккупирована Россией.

И, разумеется, когда доходит дело до изучения августовской войны 2008 года, детям рассказывают о заявлении Хухунашвили в эфире казанской телекомпании на второй день после начала той войны, в котором она выступила в поддержку грузинских «освободителей» [10]. И ничего на этих занятиях не говорится о том, что Грузия находится в неоплатном долгу перед Россией, о том, что 200 лет назад перед грузинским народом было всего две альтернативы: или превратиться в турок, или превратиться в персов.

Госпожа Хухунашвили даже не считает нужным скрывать: занятия с грузинскими детьми она ведёт по русофобским грузинским учебникам, в которых юным грузинам прививается ненависть к России и русскому народу. «Необходимую обучающую литературу мы привозим с родины. Конечно, накладно выходит, но что делать?» – признавалась Майя Мануиловна в интервью, которое в 2004 году было ею дано изданию «Молодёжь Татарстана» [16]. Излишне говорить, что выпущенные в Грузии учебники истории фактически представляют собой экстремистскую литературу, в которой пропагандируется русофобия и ненависть к российскому государству.

Такие деятели как госпожа Хухунашвили ни за что не готовы признать, что если бы не Российская Империя двести лет назад, то не было бы сейчас никакой Грузии, поскольку не было бы грузин: физически их просто не было бы. Сейчас потомки грузин просто были бы субэтносами турок и иранцев.

На интернет-странице «Молодежное крыло грузин от Ассамблеи Народов Татарстана» в соцсети мы можем узнать, что в грузинской диаспоре Казани принято праздновать 23 февраля — День защитника Отечества. Но кого в этот день объявляют «защитниками Отечества» в грузинской группе «Межнациональной воскресной школы»? И какого именно отечества? Вопросы риторические. Грузинским детям внушается, что только Грузия – их Отечество, которому надо служить, а вовсе не Россия, которая дала им приют и спасла их предков от геноцида и ассимиляции. 23 февраля в этой воскресной школе грузинские дети чествуют тех подонков, которые в начале августовской войны 2008 года добивали раненных российских миротворцев. Нелюди, убивавшие российских солдат и осетинских детей, объявляются «героями грузинской нации» [10].

Многие российские и зарубежные политологи отмечали, что перед началом и во время августовской войны 2008 года грузинское общество находилось в состоянии массового антирусского и антиосетинского психоза. Этого не избежали и многие представители грузинской диаспоры в России. Этот массовый псевдопатриотический милитаристский психоз был сродни тому массовому психозу, в котором находилось немецкое общество перед началом Второй мировой войны. Из рассказов тех казанских грузин, которые запретили своим детям ходить на занятия в «Многонациональную воскресную школу», складывается впечатление, что госпожа Хухунашвили до сих пор пребывает в этом состоянии [10].

На занятиях в этой воскресной школе говорят о благотворной роли США в истории Грузии [10]. На своей странице в соцсети «В контакте» Майя Мануилована сообщает о своей поездке в Америку в составе татарстанской делегации. В интервью официозной газете «Казанские ведомости» госпожа Хухунашвили даже не считает нужным скрывать, что поездку татарстанской делегации в США в 2007 году на семинар «Защита прав национальных меньшинств» организовало небезызвестное «Агентство США по международному развитию» (USAID) – известный своей поддержкой саакашистского режима Грузии спонсор «цветных» революций и русофобской пропаганды [17]. Интересно, какую учебную литературу для воскресной школы Майя Хухунашвили привезла из США?

В этой связи необходимо отметить следующую особенность той национальной идентичности, которая в самой Грузии властями прививается молодому поколению. По мнению ряда политологов и этнологов, эта грузинская идентичность носит так называемый негативный характер, то есть имеет место жёсткое противопоставление грузинской нации («мы») русскому народу и российскому обществу («они»), которые в официальной грузинской пропаганде наделяются отрицательными чертами.

По рассказам казанских грузин [10], в «Многонациональной воскресной школе» грузинским детям прививается такая же негативная идентичность. Причём подобное антирусское мировоззрение прививается даже детям от смешанных браков. «Важно то, что никто не тянет одеяло в свою сторону, то есть дети, рожденные в интернациональной семье, такие же грузины, как, скажем, татары или русские», – рассказывает о деятельности воскресной школы Ольга Пипия, соратница госпожи Хухунашвили, представитель второго поколения грузинских мигрантов [14]. Как рассказывает госпожа Пипия, сейчас она вместе с Майей Мануиловной занимается тем, что прививает «чувство патриотизма к родной земле у казанских грузин».

Однако стоит задуматься: какие взгляды будут у детей от смешанных браков, которых учат, что их Отечество – это Грузия, а героями нации и «защитниками Отечества» им объявляют подонков, добивавших раненных российских миротворцев? Это помимо того, что Россия на занятиях в «многонациональной» школе объявляется агрессором и врагом Грузии. Понятно, что у этих детей будет сформирована грузинская идентичность, причём именно негативная идентичность – в антироссийском духе.

Многие представители грузинских диаспор из других регионов России откровенно завидуют казанским грузинам: ведь те при поддержке властей Татарстана на средства госбюджета имеют возможность воспитывать своих детей в проамериканском грузинском патриотизме. Власти Грузии могут быть довольны: в Татарстане молодым грузинам, которые являются гражданами России, на средства госбюджета прививается негативная идентичность по тем же американским лекалам, которые использует само грузинское государство.

Однако подобная деятельность по прививанию антироссийского «патриотизма» Ассамблеей народов Татарстана и «Многонациональной воскресной школой» во главе с Майей Хухунашвили проводится не только в отношении грузинских детей.

По свидетельству представителя одной из этнических диаспор, антироссийские взгляды своим детям под крышей Ассамблеи народов Татарстана прививают и выходцы из одной из мусульманских республик СНГ [10]. Во время собраний в помещении, которое данной диаспоре выделено Ассамблеей, а также на занятиях в «многонациональной» школе госпожи Хухунашвили, выходцы из этой «абрикосовой республики» рассказывают юным представителям своего народа о «зверствах русских колонизаторов». Детям прививается такая же негативная идентичность, как и юным казанским грузинам. Когда президент «абрикосовой республики» извергал из себя антироссийские заявления, в период ухудшения отношений с Россией, члены данной диаспоры в выступлениях перед детьми и подростками выступали с одобрением этих русофобских заявлений, поливая грязью Россию и её президента Владимира Путина. Данной мусульманской диаспорой обязательно каждый год празднуется «День независимости» от России. На занятиях Отечеством объявляется «абрикосовая республика», а детей учат, что они должны служить только интересам своей исторической родины, а Россию – лишь потребительски использовать. А ведь около половины детей в данной этнической диаспоре Казани – граждане России. Выходцы из «абрикосовой республики» занятия со своими детьми проводят по учебникам, привезённым с исторической родины. Помимо антироссийской пропаганды, в этих учебниках присутствуют откровенные исторические фальсификации. Например, рассказывается о никогда не существовавшей «древней цивилизации», которую якобы основали предки граждан «абрикосовой республики» [10].

Антироссийскими учебниками снабжаются дети и подростки практически всех диаспор, действующих под крышей Ассамблеи народов Татарстана, причём руководство этой организации считает данную практику нормальной. Руководитель Исполнительного комитета Совета Ассамблеи народов Татарстана Николай Владимиров в своём выступлении не скрывает: «Руководители автономий благодаря связям с родиной снабжают школу литературой на родном языке, учебниками» [18].

По свидетельству одного из членов грузинской диаспоры Казани, Центру противодействия экстремизму МВД по Республике Татарстан все эти факты известны. Однако подобные деятели, действующие под «крышей» «Ассамблеи народов Татарстана», остаются безнаказанными, поскольку сверху приказано: ловить «русских фашистов», а структуры «Ассамблеи народов Татарстана» не трогать, поскольку они созданы для «показухи». А именно: для того, чтобы демонстрировать «межнациональный и межконфессиональный мир в Татарстане» [10].

Альфой и омегой российской национальной политики сегодня государством объявляется укрепление российской идентичности (некоторыми деятелями даже предлагается термин «российская нация»). При этом ответ, на какой основе этот процесс должен осуществляться, фактически дан в предвыборной статье Владимира Путина «Россия: национальный вопрос», где президент назвал русский народ скрепляющей тканью уникальной российской цивилизации. Действительно, в России основой построения единой идентичности может быть только русская культура, русский язык и собственно русский народ как их носитель. К примеру, что общего у мордвина, бурята и татарина? Ответ: русский язык, и принадлежность в той или иной степени к русской культуре. Однако в Татарстане школьники не имеют возможности изучать русский язык в полном объёме.

Руководство Ассамблеи народов Татарстана вместо укрепления российской идентичности делает на деньги госбюджета всё возможное, чтобы делать из молодых мигрантов антироссийски настроенных патриотов «абрикосовых республик». Тот же Николай Владимиров, рассказывая о деятельности Ассамблеи, функционером которой является, не стесняясь, заявляет: «Находясь за пределами своей страны, важно иметь возможность смотреть телепередачи, читать прессу на родном языке или на русском, но рассказывающую о родном государстве» [18]. Молодому гражданину России в Татарстане на официальном уровне «своей страной» и «родным государством» объявляется не Россия, а «абрикосовая республика», из которой, спасаясь от голода и «национальной независимости», бежали его родители.

Без сомнения, нежелательно чтобы в Россию и дальше продолжали прибывать инокультурные мигранты с менталитетом, отличным от российского. Но необходимо, чтобы дети тех мигрантов, которые разными путями умудрились получить российское гражданство, и которые уже здесь пустили корни, росли именно патриотами России, готовыми отдать свою энергию и силы приютившему их государству.

А что мы видим в Татарстане? Фактически, Ассамблея народов Татарстана на средства госбюджета формирует в центре России проамерикански и антироссийски настроенную «пятую колонну» – из числа тех молодых граждан, родители которых являются выходцами из бывших республик Советского Союза. Этим молодым гражданам России прививается антироссийская негативная идентичность, их воспитывают патриотами Грузии и мусульманских республик СНГ, власти которых придерживаются «многовекторной политики», которая заключается в том, что они клянчат подачки у российского государства, но при этом всегда готовы выслужиться перед США.

При этом руководитель Исполкома Совета Ассамблеи народов Татарстана Николай Владимиров не стесняется предостерегать местных журналистов от критических публикаций в отношении антироссийской деятельности Майи Хухунашвили. По мнению Владимирова, «подобные публикации могут вызвать межнациональную рознь в республике, что крайне нежелательно в нашем многонациональном регионе, в котором достигнута стабильность и гармоничные отношения между народами, проживающими на территории Татарстана» [4].

Складывается ощущение, что об интересах российского государства функционеры Ассамблеи народов РТ не думают вообще, а пекутся лишь об интересах правящих этнократий «абрикосовых республик» и их американских покровителей. Правда, это впечатление обманчивое. В первую очередь они пекутся об интересах правящей этнократии Татарстана. Воспитывая патриотов «абрикосовых республик», Ассамблея народов Татарстана одновременно умудряется их воспитывать патриотами государственного образования под названием «Республика Татарстан». Но не патриотами России. Потому что, получается, воспитывать патриотов российского государства – не интересах этнократии Татарстана.

Представители национальных диаспор в Татарстане понимают, что в данном регионе для собственного блага выгоднее демонстрировать чиновникам свои антироссийские взгляды. Ведь этнические диаспоры видят – власти покровительствуют татарским национал-сепаратистам.

Так, в марте 2012 года в Татарском государственном академическом театре имени Галиаскара Камала на средства из госбюджета было с помпой отмечено 70-летие одного из идеологов татарского национал-сепаратизма Айдара Халима. Проведение мероприятия финансировало республиканское Министерство культуры. Чествование «аксакала» сопровождалось присуждением ему звания заслуженного деятеля искусств Татарстана и выделением на издательскую деятельность круглой суммы. Между тем, в своей книге «Убить империю» Айдар Халим (наст. имя – Борис Халимов) пишет: «Насилие, мат, водка, грязь, вши, обман, пожары, поджоги, казни, изнасилования, самоубийства – вот что мне принес русский народ. И больше ничего». Русский народ, по мнению идеолога татарских национал-сепаратистов, «дебилизированный, люмпенизированный, пьяненький», русский язык – «мафиозный», а браки татар с русскими, по его мнению, заражают татарскую нацию «всеми болезнями и нечистотами славянской действительности» [19]. Это очень напоминает воззрения германских нацистов. Неудивительно, что ряд экспертов говорят о том, что в Татарстане при попустительстве властей расцветает татарский неонацизм, на существование которого местные правоохранители закрывают глаза, предпочитая ловить мифических «русских фашистов».

Примечательно, что в день юбилея Халима в татарском театре имени Г.Камала свою признательность юбиляру-русофобу выразили представители Аппарата президента РТ, представители Министерства культуры, республиканского МВД, республиканской прокуратуры, других республиканских министерств и ведомств.

Однако возвратимся к антироссийскому заявлению лидера грузинской диаспоры Казани Майи Хухунашвили, сделанному ею в 2008 году на второй день грузинской агрессии против Южной Осетии в эфире местной телекомпании. Критикуя её за данное русофобское заявление, главный редактор газеты «Звезда Поволжья» Рашит Ахметов писал о том, что её позиция остаётся «непонятной» для него: «Грузинская диаспора Москвы, например, потребовала отставки Саакашвили с поста президента Грузии. У грузинской диаспоры Казани, как видим, диаметрально противоположная позиция» [4].

Однако ничего удивительного в этой «диаметрально противоположной позиции» нет. Ведь власти Татарии предпочитают за антироссийскую деятельность, и русофобские заявления – награждать, а не наказывать [19].

Это мы видим на примере того же Айдара Халима. И это касается не только своих «родных» татарских националистов, но и представителей мигрантских сообществ. Поэтому мы никогда не услышим от Фарида Мухаметшина заявления, в котором он осудит антироссийское высказывание своей подчинённой.

Поддерживая деятелей типа Айдара Халима и Майи Хухунашвили, этнократия Татарстана демонстрирует этническим диаспорам: в этой республике выгоднее быть врагом России, но комплиментарно относиться к правящей этнократии, и тогда тебя не накажут даже за публичные антироссийские высказывания.

Неслучайно Майя Хухунашвили имеет следующие награды: дипломы и грамоты Министерства образования и науки Татарстана, Управления образования г. Казани, Почётную грамоту Ассамблеи народов Татарстана, Почётную грамоту Исполкома Казани, и медаль «В память 1000-летия Казани».

Такие люди, как Майя Хухунашвили, властям Татарстана просто необходимы. Ведь когда будет нужно, она тут же вместе с другими соратниками из числа представителей этнических диаспор публично заявит в очередной раз, что Татарстан «с полным основанием может гордиться гармонией межнациональных отношений, достигнутой многолетним трудом и совместными усилиями общественных национально-культурных организаций и государственных структур». Опять же, если это будет нужно этнократии Татарстана – «православная» Хухунашвили и другие ей подобные не остановятся даже перед клеветой в адрес православного священника, обвинив того в том, что он якобы встал на сторону неких экстремистских сил, «старающихся «раскачать» межнациональную и межрелигиозную ситуацию в республике». Госпожа Хухунашвили может и впредь позволять себе антироссийские высказывания: в Татарстане её никто наказывать не будет. Наоборот, как мы убедились, даже могут поощрить и наградить медалью и грамотами.

Итак, что мы видим? В Татарстане на средства госбюджета граждане России воспитываются в антироссийском духе, патриотами иностранных государств, комплиментарно настроенными к главному геополитическому противнику России – США. При этом, на фоне дискриминации русского населения, русских патриотов в Татарстане обвиняют в «экстремизме»: даже за ношение флага Российской Империи, который объявляется «националистической символикой» [20]. .

Деятелям типа Айдара Халима и Майи Хухунашвили позволяется в Татарстане в открытую заниматься антироссийской деятельностью, и они имеют возможность выступать с антироссийскими и русофобскими заявлениями в публичных выступлениях либо в печатных публикациях.

Как долго весь этот беспредел будет в Татарстане продолжаться? Приходится сказать: скорее всего, неограниченный срок. В ближайшей перспективе конца-краю этому «этническому» беспределу видно не будет. Федеральный центр пока не проявляет желания навести порядок в Татарстане – регионе, в котором происходит неприкрытая дискриминация русских; регионе, в котором татарская молодёжь и дети мигрантов воспитываются в антироссийском духе; регионе, в котором происходит даже то, что немыслимо для Чечни: «исламские автопробеги» радикал-исламистов с флагами халифата и митинги сепаратистов, призывающих к отделению от российского государства.

Так, в принятой в августе 2013 года федеральной целевой программе (ФЦП) «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)» говорится, что трудности, с которыми столкнулась Российская Федерация в постсоветский период, «привели к ряду негативных последствий в межнациональной сфере», в том числе к «ограничению в некоторых субъектах Российской Федерации прав нетитульного, в том числе русского, населения». Иными словами, разработчики национальной политики видят и понимают проблемы, связанные с ограничением прав русского населения в нацреспубликах, но для изменения ситуации ничего предпринимать не намерены [21].

И всё-таки, следует вновь возвратиться к деятельности возглавляемой Майей Мануиловной Хухунашвили «Межнациональной воскресной школы». По мнению тех родителей, которые не отдали своих детей к ней на обучение из-за явной русофобии в учебной программе, на деятельность этой школы расходуется гораздо больше средств, чем это учебное заведение заслуживает. У многих складывается впечатление, что на «бумаге» госпожа Хухунашвили проводит в этой школе гораздо больше учебных и других мероприятий, чем это имеет место быть в действительности. Имеются подозрения и в том, что на занятия в данную школу реально ходят значительно меньше детей, чем официально зафиксированы в списках. «Наверно, можно только приветствовать, если, к примеру, вместо четырёх уроков русофобской пропаганды в месяц (зафиксированных в отчётности) в реальности проведён всего один урок», – замечает по этому поводу один из членов грузинской диаспоры Казани, считающий себя патриотом России. «Можно было бы даже радоваться, если бы подобным мошенническим образом расходовался антироссийский грант из США или другой страны», – продолжает он [10]. С этим можно частично согласиться. Действительно, можно было бы и порадоваться, если бы подобным мошенническим образом расходовался американский грант, направленный на формирование антироссийского самосознания у детей мигрантов: к примеру, полученный от той же организации USAID. Однако даже если предположить, что такие гранты после поездки в США госпожа Хухунашвили получает, на «Многонациональную воскресную школу» ведь расходуются бюджетные деньги. По этой причине, а также по причине ведения антироссийской пропаганды в этой школе, видится необходимым, чтобы соответствующими государственными органами была проведена проверка деятельности данного учебного заведения.

Однако знающие люди говорят: пока Майю Мануиловну покровительствует Фарид Мухаметшин, ей никакая проверка со стороны компетентных органов не грозит. А Фарид Хайруллович будет и дальше её поддерживать, ведь республиканская этнократия нуждается в таких людях.

Примечания

1. Высказывание Всеволода Чаплина вызвало недоумение у общественности Татарстана. 11 декабря 2013. http://www.tatar-inform.ru/news/2013/12/11/386607/

2. Гримасы татарстанской толерантности. 13.12.2013. http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/13/grimasy_tatarstanskoj_tolerantnosti/

3. Евгения Чеснокова. Угостимся по-грузински // газета «Республика Татарстан», № 236-237(26092). 29.11.2007

4. Главному редактору газеты «Звезда Поволжья» P.P. Ахметову. Заявление Ассамблеи народов Татарстана // газета «Звезда Поволжья», №33 (28.08-03.09.08). http://tatpolit.ru/category/zvezda/2008-10-20/1020 \

5. Юрий Алаев. Високосное начало. http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-5184-print-1.htm

6. Галина Хизриева: Сулейманов нарушил покой ваххабитского холдинга. 27.09.2012. http://www.riss.ru/index.php/my-v-smi/549-galina-hizrieva-suleymanov-narushil-pokoy-vahhabitskogo-holdinga#.UvP_wvvdWt9

7. Галина Кириллович. Дружественный саботаж // газета «Коммерсант», 14.12.2006. http://www.kommersant.ru/doc-rss/730184

8. Члены АНКО РТ выступили с совместным заявлением по поводу обострения российско-грузинских отношений. 21 июня 2006. http://www.an-tat.ru/ob-assamblee/library-assembly/magazine-anko/2331/2580/

9. Сергей Макаров. Грузинский вопрос в Татарстане ещё не решён. 21.02.2012. http://kazanweek.ru/article/891/

10.Школа для детей мигрантов в Казани. Весьма нехороший опыт. Публикация на миссионерском портале диакона Андрея Кураева. http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=632367.0

11. Ирина Волынец. Насильно родным не будешь. 18.09.2013. http://ivolin.ru/families-will-not-be-forced#more-289

12. Раис Сулейманов. Этнолингвистический конфликт в Татарстане: борьба за русский язык в центре России. 26.09.2011. http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/11/160/

13. Рафис Дефисов. Проблему русского языка в Татарстане пытаются захлопать и заболтать. 16.04.2012. http://www.regnum.ru/news/1521449.html

14. Алина Печерская. Диаспоры в Казани: грузины // газета «Молодежь Татарстана». 26.02.2013. http://mol-tat.ru/obshchestvo/item/903-diasporyi-v-kazani-gruzinyi.html

15. Многонациональная воскресная школа. http://www.an-tat.ru/mnogonatsionalnaia-voskresnaia-shkola/

16. Вера Басилая. Не будем Иванами, не помнящими родства. 16.12.2004.http://i16.ru/arhiv-mt/ne-budem-ivanami-ne-pomnyaschimi-rodstva

17. Ольга Иванычева. Мусульманские школы в Америке не редкость // газета «Казанские ведомости». 13.09.2007. http://www.kazved.ru/article/17656.aspx

18. Н.М.Владимиров. Опыт Ассамблеи народов Татарстана в области укрепления связей диаспор с исторической родиной. Выступление на заседании Комиссии Исполкома Всемирного конгресса татар по международным вопросам и правам человека. 17 декабря 2009. http://lit.convdocs.org/docs/1176/index-143871.html

19. Эдуард Миннибаев. Ваххабитская «Коза-Ностра». 03.08.2012. http://ruskline.ru/analitika/2012/08/03/vahhabitskaya_koza_nostra/

20. «В Казанском кремле замалчивают проблемы в республике». Русская общественность Татарстана возмущена сокрытием противоправной деятельности радикальных исламистов. 13.01.2014. http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/13/v_kazanskom_kremle_zamalchivayut_problemy_v_respublike/

21.Михаил Романов. Почему мы теряем Северный Кавказ. http://expert.ru/expert/2013/48/pochemu-myi-teryaem-severnyij-kavkaz/

Автор: Артём Смирнов

Источник: apn.ru

Категории: Главное, Общество и религия, Россия, Статьи, Татарстан