РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
OБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЧЕРНОМОРСКО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА



ТАЛЫШИ: БИТВА ЗА СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

%d1%82%d0%b0%d0%bb%d1%8b%d1%88

Талыши- один из древнейших народов Закавказья, исторически проживающий в горной и предгорной области Талыш(юго-восток Азербайджана и северо-запад Ирана). Талышский язык относится к иранской языковой группе. По оценкам самых талышей, их примерно 2,5 миллиона, компактно проживающих в шести юго-восточных районах Азербайджана, и в пяти шахрестанах (единица территориального деления) Ирана- Гилян, Здес, Масуле, Фудман, Джонгандан. Начиная с 30-ых годов власти Советского Азербайджана начали планомерную ассимиляцию талышей, «порекомендовав» им стать тюркским народом, и создавая условия поощрения для тех, кто откажется от своей национальности. Закрывались талышские школы, которые действовали в местах их традиционного компактного проживания, перестала издаваться переводная литература, начались гонения на талышскую интеллигенцию, и эта политика продолжается по сей день. Но сломать талышский народ азербайджанцы не смогли, несмотря на то, что многие талышские активисты, или оказались в тюрьмах, или вынуждены были эмигрировать из страны. В 2008 году на 10 лет тюрьмы был осуждён глава Талышского культурного центра, главный редактор газеты «Толыши садо» («Голос талыша») Новрузали Мамедов, якобы за шпионаж в пользу Ирана. Через год он скончался в тюрьме. В июне 2012 года был похищен и арестован новый главный редактор газеты Гилал Мамедов, по смехотворному, и весьма банальному обвинению, в незаконном хранении наркотиков. Реальной поддержки талыши не находили и не находят ни в России, ни в родственном этнически и конфессионально, Иране. Но, независимо от этого, многие деятели талышских диаспор, несмотря на угрозы для их и их родственников (которые остались в Азербайджане) физического существования, продолжают мужественно бороться за права своего народа. 15 октября в Союзе «Депи Арарат» состоялась встреча с членом комиссии Совета по национальной политике при президенте РФ, Председателем РОО «Талышское возрождение» Исмаилом Шабановым и талышским журналистом Забилом Маггерамовым. Исмаил Шабанов начал диалог с присутствующими, с акцента на талышский фактор. Проведя исторические параллели, он отметил, что воинственный пантюркизм против талышей показал свое лицо ещё в 1918 году, после создания 4 августа Муганской Советской Республики(Временная военная диктатура Мугани). Создатели этого государственного образования-талыши и русские, которые ставили перед собой цель, в отличие от остального Азербайджана, который 28 мая 1918 года провозгласил свою независимость, остаться в составе России. Активно сотрудничали с Главнокомандующим Вооружёнными силами Юга России Антоном Деникиным, как, впрочем, и Первая Республика Армения. Просуществовала республика до июля 1919 года, и упала под ударами мусаватистского карательного отряда генерала Салимова. Исмаил Шабанов считает, что Россия очень часто проводила, и продолжает проводить политику поощрения тюрок, и задается риторическим вопросом: что будет, если с исторической сцены уйдёт талышский народ, не дай бог, конечно. Скажем, путём истребления национальной идентичности и ассимиляции, что при таких темпах тюркизации талышей, вполне реальная перспектива? Всем же понятно, кем заполнится вакуум, который возникнет после этого. Что это будет означать для России, Ирана, или Армении? И

предлагает задумываться над этим представителей именно этих стран. Он считает, что Турция и её сателлит-Азербайджан, исторические конкуренты для России, и спят и видят, как Россия уходит из Кавказа, и весь этот ареал заполняется тюркским элементом. Из Армении люди уходят за лучшей долей. Весь юго-восток Грузии заселён этническими турками, которые в любой момент могут заявить о своих претензиях на автономию. С восточным коварством Турция играет роль друга России, который создаёт у определённой части и населения, и истеблишмента иллюзии, которые в очередной раз и быстро развеяться. Интересным было заявление Исмаила Шабанова, насчёт отношения кавказских турок к основному религиозному течению ислама, которого придерживается основная часть населения Азербайджана -к шиизму. Нынешний Азербайджан настолько зависим от Турции, что даже в таком деликатном вопросе, как религиозные чувства верующих, готов полностью следовать в фарватере суннитской Турции, и ломать многие устои. Конечно, по прежнему считается, что север Азербайджана преимущественно суннитский, а юг-шиитский. Сами талыши-шииты. Но, как дополнил своего коллегу Забил Магеррамов, благодаря активной роли Турции, в стране достаточно сильные позиции заняло ханафитское направление(одна из правовых школ) суннитского ислама. Активно действуют суфийские тарикаты(проповедуют мистицизм) накшабандия и кадирия. Но что самое опасное, под влиянием Саудовской Аравии в Азербайджане начинают сильные позиции занимать ваххабиты. Что касается нурсистов (последователи турецко-американского проповедника Ф.Гюлена), то многие из них занимают высокие посты на разных уровнях азербайджанской власти. Присутствующими был поднят вопрос об участии военнослужащих талышской национальности в боевых действиях против армян, в той же апрельской четырёхдневной войне. Понятно, что и Исмаил Шабанов и Забил Маггерамов были среди тех талышских активистов, которые обратились к своему народу с призывом: «это не наша война!». Но надо также понимать, что граждане Азербайджана-талыши, по крайней мере те, кто осознаёт себя талышом, вынуждены служить в рядах армии этой страны. Тем более активная ассимиляторская политика азербайджанских властей дала свои плоды: многие талыши себя идентифицируют, как азербайджанцев. Очень много талышей среди военной верхушки. И не надо забывать, что созданный в 1992 году под руководством Альакрама Гумматова Гёйтепинский (он же Лачинский, или Ленкоранский) боеспособный батальон состоял в основном из талышей. Времена политкорректности прошли. И армянский, и талышский народы в лице кавказских тюрок имеют одинакового и злейшего врага. Очень поучительна история спада лезгинского национального движения в Азербайджане. В начале 1990-их годов в Азербайджане, в районах компактного проживания лезгин (по разным подсчётам их в Азербайджане от 600 до 800 тысяч) действовали активисты движения «Садвал», которые ставили перед собой целью создание на территории России и Азербайджана государства «Лезгистан». Но потом движение пошло на спад. Тут, конечно сыграла роль и не очень доброжелательная позиция России к «лезгинским сепаратистам». Кто то в высоких кабинетах именно так воспринял национально-освободительное движение лезгин. Но примечательно другое. Один из руководителей другой лезгинской организации-«Самура» -Мурад-ага Мурадагаев в 2002 году сделал заявление, что в разгроме лезгинской

организации «Садвал» принимали активное участие лезгины из «Самура». Под чьим патронажем, думаю гадать не приходиться. Понятно, что и в Азербайджане, и в России, таким как Шабанов, или Магеррамов приходиться работать в сложнейших условиях. Но если не самопожертвование таких, как они, то мечта тюрок об Азербайджане без талышей превратится в быль, а этническая палитра мира потеряет один из самобытных и ярких цветов, который называется «талыши». Когда тюрок ещё не было и в помине, их предки- кадусии, принимали участие в битве при Гавгамеллах, между Александром Македонским и персидским царём Дарием Третьим.

Саркис Саркисян

Категории: Азербайджан, Главное, Иран, Очерки по истории и культуре талышского народа. Выпуск 1