РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
OБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЧЕРНОМОРСКО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА



Предлагаем читателям подборку статей о курдах в Азербайджане

Предлагаем читателям подборку статей, опубликованных в Интернете несколько лет назад, рассказывающую о том к какому на самом деле народу относится правящая в Азербайджане династия Алиевых, о том, как курды захватили власть в Азербайджане

Редакция.

 

Рамиз Велиев. Азербайджан или Курд-байджан?

История захвата власти и страны курдскими кланами

алиев

07 03 2013, 19:21

Исследование кланов, дерущихся за власть в Азербайджане, весьма любопытное занятие. Несмотря на все попытки Баку представить страну, как мононациональный монолит, здесь в борьбе за власть в смертельной схватке сошлись тюркские, курдские и татские кланы.

Одним из самых агрессивных в продвижении к власти оказался курдский клан. Небольшая по численности курдская диаспора в Азербайджане сумела весьма успешно проникнуть во власть и, наряду с другим меньшинством – татами, о чем мы уже писали, в значительной степени взять государство под свой контроль.

И все это в ситуации, когда курды долгое время в Азербайджане считались дискриминируемым меньшинством. На самом же деле на фоне всей этой битвы кланов, дискриминируемым меньшинством оказались коренные народы этой земли – лезгины, талыши, аварцы и цахуры.

 

Курдский ветер в истории

По мнению профессора Г. Асатряна, название «Курдистан» как географическая единица возникло, по-видимому, в XII веке во времена правления сельджукского султана Санджара и вначале относилось к территории расположенной между Атурпатаканом и Луристаном.

курдыТерритория, населенная курдами

 

Впоследствии границы его неоднократно менялись, однако понятие «Курдистан» никогда не имело политического смысла. Термин по поныне имеет лишь значение «место проживания курдов», как, например, хоронимы Белуджистан, Хузистан.

Абсолютное большинство курдов исповедуют шафиитский толк (мазхаб) суннитского ислама. Арабский географ Х века Масуди писал о курдах-христианах, а итальянский путешественник XIII века Марко Поло упоминал о них в первую очередь как о христианах.

Может быть, во многом благодаря этим сведениям, появилась известная турецкая пословица «По сравнению с неверным и курд – мусульманин». Само слово курд означает «скотовод», «кочевник».

Курды — один из крупнейших разделенных народов, не обладающий собственной государственностью. Курдское национальное движение входит в число наиболее активнейших в современном мире.

Особую важность курдский вопрос имеет в силу того, что народ проживает на огромных просторах Большого Ближнего Востока – на территории Турции (по самым разным данным от 25 до 30 млн. чел.), Сирии (около 2 млн. чел.), Ирана (около 4 млн. чел.) и севере Ирака (около 4 млн. чел.) и некоторых районах Азербайджанской республики (офиц. 6,5 тыс. чел.; по сведениям самих курдов – 240 тыс. чел.).

 

Приближение к Азербайджану

Много говорят и пишут о курдах в Турции, где их вооруженные формирования ведут партизанско-террористическую войну против Анкары, в севере Ирака, где они фактически добились независимости.

Последнее время стало слышно о курдах охваченной конфликтом Сирии, меньше известно о ситуации в Иране. Про Азербайджан почти ничего. Как уже было сказано, курды проживают и в этой стране и даже негласно претендуют на ее территорию.

Самое интересное, что положение курдов в Азербайджане кардинально отличается от соседей, где они, как правило, считаются или в течение длительного времени считались в той или иной степени дискриминируемым национальным меньшинством.

В Азербайджанской республике, как мы уже писали выше, небольшая по численности курдская диаспора сумела весьма успешно проникнуть во власть и, наряду с другим меньшинством – парсами (татами), в значительной степени взять государство под свой полный контроль.

Причиной этому во многом является то, что еще во времена царской России, из-за недоверия к тюркоязычному населению края, курды и другие представители других нетюркских народов активно были вовлечены в военную службу, а сами курды в первую очередь к работе в тайной полиции царской охранки.

Благодаря этому, в дальнейшем – после образования Азербайджанской Республики курды являлись активными участниками и руководителями государственного строительства в Азербайджане.

 

Первые шаги династии

Известно, что уже в X веке в Гяндже и его окрестностях правила сильнейшая в Закавказье курдская династия Шеддадидов. Шеддадиды – феодальная династия курдского происхождения, правившая в Арране и Восточной Армении. В XI – XII веках являлась наиболее сильной курдской династией Закавказья.

Вскоре курдские правители сдали территории нынешней Азербайджанской республики кочевым тюркским племенам (сельджукам). Позже курды играли важную роль в становлении Азербайджанской республики. Курд Фатали Хан Хойский был одним из создателей Азербайджанской демократической республики (АДР) в 1918-20 годах.

Фатали Хан ХойскийФатали Хан Хойский

Многие выходцы из курдской этнической среды занимали видные посты в правительстве АДР. Среди таковых министр просвещения и вероисповеданий Нурмамед-бек Шахсуваров и военный министр Хосров-бек Султанов. В армии АДР в составе 1-й пехотной дивизии был сформирован курдский батальон, а в кавалерийской

дивизии – курдский конный дивизион.

При большевиках курды сохранили позиции. 16 июля 1923 г. указом ЦИК Азербайджанской ССР был образован Курдистанский уезд, известный также как «Красный Курдистан» (на территории нынешних Лачинского, Кельбаджарского и Кубатлинского районов).

курдистанТерритория «Красного Курдистана

«В 1929 году при переходе на окружное деление Курдистанский уезд был упразднен. А в 1937 г. в рамках зачистки южных границ была проведена депортация в Среднюю Азию «неблагонадежных» курдов со всего Закавказья.

Между тем, спустя несколько десятилетий секретарь ЦК КП Азербайджана курд Гасан Алиев (сводный брат Гейдара Алиева) уже выбивал для соплеменников крупные должности во власти.

 

Стремительный взлет

В итоге выходцы из курдской среды широко были представлены в государственных структурах Азербайджанской ССР. После того, как Гейдар Алиев в 1969 году стал первым секретарем ЦК КП Азербайджана, продвижение курдов в высшие государственные должности получил массовый характер.

В течение нескольких лет большинство высших государственных должностей в правительстве и законодательной власти, а также первых секретарей райкомов стали курды, из них Председатель Верховного Совета Азербайджанской АССР Искендеров, Председатель Совета министров Азербайджана Алиханов, заместитель Председателя Совета министров Азербайджанской ССР Камран Гусейнов, Министр Внутренних дел АзССР Гейдаров и др.

Более того, уже в те годы Гейдар Алиев помышлял о создании Курдской автономии в составе АзССР. В этом плане интересным является фрагмент рассказа ныне покойного академика Играра Алиева о своем разговоре с Гейдаром Алиевым, приведенный в одной из статей талышского политолога Фахраддина Абосзода.

«Г. Алиев вызвал меня к себе и сказал: – Играр муаллим, пожалуйста, посмотрите в архивах, может, что-нибудь найдете о курдах в Азербайджане», – вспоминал ныне покойный Играр Алиев. – «А зачем вам это, Гейдар Алиевич?» – спросил я. – «Посмотрим, может быть можно будет создать какую-нибудь автономию для курдов в составе Азербайджана».

Я пошел по своим делам, спустя некоторое время пришел к нему и сказал: «Нет, Гейдар Алиевич, не смог найти что-нибудь существенного». – «Ладно, — сказал он. – Идите, занимайтесь своими делами, потом как-нибудь вернемся к этому вопросу».

 

Курдско-тюркские игры

С распадом Советского Союза влияние курдов несколько ослабело. Народный фронт Азербайджана избрал своим лозунгом тюркизм.

Через три месяца после его свержения А. Муталибова в мае 1992 года, к власти пришел эксцентричный тюрок Абульфаз Эльчибей, но, впрочем, он недолго продержался у власти. Уже летом 1993 г. к власти триумфально вернулся Гейдар Алиев, курд по происхождению.

Неслучайно, лозунг, провозглашенный Гейдаром Алиевым сразу после его захвата власти в Азербайджане в 1993 году о том, что «Я оставшуюся часть своей жизни тоже дарю своему народу!» многие в стране восприняли как верный признак предстоящей курдизации Азербайджана. Именно это событие празднуется в современной Азербайджанской республике как День национального спасения.

Кстати, один из видных политических деятелей Азербайджана, а ныне лидер современной оппозиционной националистической партии «Мусават», Иса Гамбаров – уроженец села Кюрдляр (Курды) Физулийского района.

Почти сразу после того, как он стал спикером азербайджанского парламента в 1992 году, он в спешном порядке переименовал свою родную деревню в «Куртлар» (Волки). В этой связи не удивительно, почему его порой также причисляют к лобби, о котором мы пишем.

В годы своего правления Г. Алиев был вынужден опираться не только на курдов, но и на тюрков-азери, ереванских азербайджанцев («еразов»), т.е. выходцев из Армении. Это было вынужденным: в предыдущие годы тюрки и таты изрядно потрепали «курдских коршунов» в Баку, лишив их возможности единолично выступать в роли опоры трона.

Тандем курдов и еразов до поры до времени успешно справлялся с возложенной на него ролью, обеспечив «общенациональному лидеру» спокойную старость. «Однако уже в те годы Гейдар Алиев целенаправленно выводил курдов на первое место в республике. К концу жизни он уже обеспечил их непререкаемой властью», — пишут аналитики.

Добавим, что, по мнению многих других экспертов, власть Алиева также базировалась на поддержке татов, куда, отойдя на какое-то время от трона, они вскоре вернулись и прочно там закрепились.

 

Курды как государство-образующий народ Азербайджана

Среди курдов распространено азербайджано-курдское двуязычие. Они хорошо и глубоко интегрированы, если не сказать ассимилированы. Но, как и таты, курды сохраняют свою идентичность и понимание общности этно-корпоративных интересов, не афишируя этого открыто.

В этом плане показательными являются слова одного профессора, заместителя одного из научно-исследовательских институтов в Баку, сказанные одному талышу – своему аспиранту: «Что вы орете на вес мир «Талыш!», «Талыш!»? Берите пример от нас – курдов. Мы себя называли азербайджанцами, и делаем для своего народа все, что нам хочется»!

С курдами у тюрков-азери всегда были непростые отношения. Таковыми они и остаются по сей день. Например, когда, согласно азербайджанским источникам, в 2006–2007 гг. в Азербайджан из Турции и Ирака были переселены от 60 до 70 тыс. курдов (в последствии их стало еще больше), в том числе боевики сепаратистских организаций, это вызвало массовое недовольство среди местного населения.

А недавно – в декабре 2012 года, когда выяснилось, что в подавлении участников акции протеста в Баку участвуют в основном курдские боевики, которые получают приказы от своих командиров на курдском языке, так как они не владеют тюркским (азербайджанским) языком, это вызвало волну протеста среди населения страны.

Многие прибывшие из-за рубежа курды в короткий срок взяли под контроль различные сферы бизнеса, чему поспособствовал влиятельнейший курдский бизнесмен Эмиль Юджар. По стране пошли новые слухи о курдском заговоре и их ползучей экспансии.

Этому способствовало то, что Ильхам Алиев, придя к власти, уничтожил признанного лидера «еразов» – бывшего министра здравоохранения Али Инсанова. При Ильхаме Алиеве курдское лобби окрепло еще больше, чем при его отце.

Поэтому не стоит удивляться, что в курдских интеллектуальных кругах, например, в Швеции, возникают странные, на первый взгляд, идеи об этнической переориентации Азербайджана, где курды могли бы стать одним из официальных государство-образующих народов.

«Азербайджанцы все еще не вполне определившаяся нация, и рано или поздно населяющие страну народы заявят о своих правах. Но ожидать от дагестанцев или талышей радикальных движений не серьезно. Только курды, при возможной сильной поддержке извне, могли бы изменить внутреннее устройство», – пишут эксперты

Особую важность курдскому вопросу в Азербайджане придает ситуация вокруг Ирана. Курды становятся одним из серьезнейших рычагов давления на Тегеран. А если учесть, что Азербайджан, будучи частью исламского мира, одновременно сотрудничает с Израилем, который играет важную роль в развитии курдского движения, в том числе в создании курдского государства в Ираке и в направлении курдов против Ирана, проблема невероятно усложняется.

 

Не чужды поддержки курдских террористов

Постсоветский Баку на определенных поворотах не отказывался даже от того, чтобы поучаствовать в курдской проблеме на международном уровне, используя ее в своих интересах.

В конце 90-х гг. ходили слухи о сотрудничестве азербайджанских властей с действующей в Турции Рабочей партией Курдистана. В 1998 г. Эльчибей заявил, что тогдашний президент Гейдар Алиев, находясь на посту Председателя КГБ АзССР, был причастен (наряду с Евгением Примаковым и бывшим ответственным сотрудником ЦК КПСС Кареном Брутенцом) к созданию Рабочей партии Курдистана (РПК) – повстанческой организации, борющаяся за создание курдской aвтономии в составе Турции. Сам он никаких доказательств, правда, при этом не привел.

Но очевидно, что правящий клан в Азербайджане, в том числе семья Алиевых, имеющий курдские корни, имеют определенное доверие со стороны курдского национального движения. О сотрудничестве сторон была масса утечек в СМИ.

К слову, во время карабахской войны только курды-мусульмане поддержали Баку, что привело к их изгнанию из Армении. Но курды-езиды в решающий момент конфликта выступили за Ереван и остались в своих домах.

Сам арестованный лидер РПК Абдулла Оджалан в июне 1999 г. на судебном заседании в Турции заявил: «РПК имеет в Азербайджане представительство и руководящие работники в этой стране оказывают нам финансовую помощь».

Спустя месяц, член руководства курдского сепаратистского движения Хошнав Сипан в интервью газете «Коммерсантъ» добавил, что Гейдар Алиев вел переговоры с РПК «в начале 1993 года, когда возглавлял верховный совет Нахичевани. Он тогда принял трех представителей руководства РПК и обсуждал с ними вопросы сотрудничества».

В 1998 г. по указанию президента Гейдара Алиева в Министерстве национальной безопасности Азербайджана было заново создано подразделение для работы в курдском направлении. Такая политика в свое время даже вызвала серьезное недовольство премьера Турции Таипа Эрдогана.

Курдская проблема является одной из трудноразрешимых в отношениях между Азербайджаном и Турцией. Так, Анкара уже свыше полутора десятков лет безуспешно требует от Баку признать курдское повстанческое движение PПK в Турции – террористической организацией.

Однако эти требования бессмысленны, и не будут претворены: власть в Азербайджане не может пойти против самого себя. Более того, именно в Азербайджане расположен один из важнейших центров PПK.

В прессе не раз сообщалось, что политическим центром PПK в Азербайджане руководит, совместно с Бейляром Эйюбовым, министр по чрезвычайным ситуациям Азербайджана Камалетдин Гейдаров. Экономическим центром, основным источником финансирования PПK, ведает Абдулбари Гезал, а, внешними делами РПК занимается Рза Везири.

Культурная экспансия

В настоящее время к курдскому направлению было привлечено немало специалистов в сфере языка, литературы и востоковедения, журналистов и аналитиков. Практически, все посольства Азербайджана имеют определенные поручения по этой проблеме.

В этом отношении весьма показательна информация, представленная агентством «Регнум»: Курды Азербайджана 1 марта 2013-го года при посредничестве Центра курдской культуры «Ронаи» провели свой очередной съезд, сообщило 2 марта курдское агентство Firat.

курды центрЦентр курдской культуры «Ронаи»

Открыл съезд новоизбранный глава «Ронаи» Фахраддин Пашаев. Далее выступили главный редактор газеты «Данге Курд» Сеймур Алханов, заместитель главы Намик Насибов и другие члены правления.

На съезде обсуждались насущие проблемы курдов, выпуск газеты «Данге Курд», создание курсов по изучению курдского языка не только в Баку, но и в регионах компактного проживания курдов.

Также на эту тему выступили старейшины и активисты курдского движения. По мнению собравшихся, центр должен играть существенную роль в жизни курдов Азербайджана, создавать отношения с Курдистаном и курдскими диаспорами в СНГ и Европе.

В итоге было принято решение увеличить периодичность выпуска газеты до двух раз в месяц, создать филиалы центра в регионах Азербайджана, открыть сайт и создать курдский ансамбль.

Это при том, что коренные народы этой земли – лезгины, талыши, аварцы и цахуры не обладают и десятой долей этих возможностей по развитию собственной культурной идентичности.

По пути Хазарии и Сирии

Сегодня количество курдов в Азербайджане растет в геометрической прогрессии. Курды владеют многими ключевыми должностями в стране: от политических до финансовых. Не случайно в интеллектуальных кругах Баку Азербайджан уже успели прозвать Курдбайджаном.

Не в восторге от курдского влияния и коренные жители Азербайджанской республики – лезгины, талыши и др., – среди которых сегодня вновь популяризировалась пословица: что лысый Гасан, что Гасан лысый, все равно чума.

«Среди коренных народов Азербайджана неуклонно растет идея сопротивления курдскому лобби, и чем больше будет давление на них, тем больше у Азербайджана шансов столкнуться с протестным движением автохтонов республики», — отмечают аналитики.

Азербайджан еще в советское время начал превращаться в республику, где коренные жители были оттеснены на вторые роли господствующими (и соперничающими друг с другом) национальными меньшинствами — курдами и татами.

алиевыИльхам и Гейдар Алиевы

Сегодня же страна уподобилась средневековой тюркской Хазарии под иудейским господством или асадовской Сирии, где правят алавиты при арабском суннитском большинстве. Это классический случай авторитарно-паразитических

режимов.

Там пассионарные меньшинства, пользуясь непрозрачностью политики, захватывают важные сферы государства, а то и само государство, и низводят коренное население до маргинального положения. Правда, как учит история, заканчивается это все очень плохо.

Рамиз Велиев, Баку

http://flnka.ru/aktualnoe/1572-albaniya-azerbaydzhan-ili-kurdistan.html

 

Азербайджан – «татская крыша» или поле битвы этнических кланов?

алиевы1

06 02 2013, 13:55

Этнические меньшинства в Азербайджане имеют разные проблемы, и судьбы их складываются по-разному. У лезгин и талышей проблема разделенных народов, у курдов, которых сегодня руководство Азербайджана переселяет на лучшие земли – свои вопросы.

Что же касается татов, то они, будучи древним иранским народом, построили свою судьбу в Азербайджане иначе. С одной стороны, они вроде бы примирились с ассимиляцией, утратой языка, самобытности и культуры.

Это привело к практически полному слиянию татов с азербайджанским народом. Но вместе с этим, таты стали авангардной и в известном смысле элитной частью азербайджанской государственности. Но за этим скрывается определенная историческая и политическая интрига.

 

Смешение татов с евреями

Таты населяют обширную территорию северных склонов Большого Кавказа и составляют значительную часть населения на территории от города Куба до Апшерона. Около 80% сельского населения Апшерона (из 40 поселков 33) являлось татским.

В предыдущие времена таты составляли большую часть населения городов Баку, Куба, Хачмас, Сиазань и других. В Баку на протяжении всего XX столетия таты составляли не менее 20 – 25% мусульманского населения города, а то и больше. В советское время горная часть г. Баку «даглы мяхле» («горный магал»), а проживающие в этом районе были этническими татами.

При этом интересна история смешения татов с евреями, переселившимися на Кавказ. Дело в том, что многие на Кавказе считают, что существуют таты-мусульмане и таты-иудеи. Отсюда возникает путаница, касающаяся того, как соотносить друг с другом этих мнимых татов-иудеев с евреями.

Дело в том, что таты – сами по себе ираноязычный мусульманский народ. А таты-иудеи – это суть евреи, перешедшие на каком-то историческом отрезке на татский язык. Оттого и возникла путаница в умах людей. Евреев, перешедших на татский язык, начали считать татами-иудеями.

В период еврейских погромов в Российской Империи и в период государственного антисемитизма в советский период евреям Кавказа было выгодно считаться татами-иудеями.

Так они могли избежать преследования, и могли по татским квотам претендовать на места в вузах и на госслужбе. Именно по татской квоте и стала членом Госсовета Дагестана Людмила Авшалумова – представительница древней еврейской фамилии, которая происходит от имени «Аве шалом» – «Отец мира».

 

Судьбы татов и евреев

В настоящее время в Азербайджане более 230 тысяч человек владеет татским языком, тогда как евреев, продолжающих многими считаться татами-иудеями — несравненно меньше. Что интересно, евреи, когда-то числившиеся татами-иудеями, продолжают считаться такими и после их переселения в Израиль.

Представляет интерес то, что в настоящее время в Израиле численность евреев, некогда считавшихся татами-иудеями, превосходит 40 тысяч. Тогда как до распада СССР, в Азербайджане и Дагестане, их численность составляла в совокупности не более 20 тысяч.

Совершенно ясно, что в Азербайджане подлинная численность не только самих татов, но и евреев Кавказа, продолжающих восприниматься в качестве татов-иудеев, все еще не выяснена. И она, видимо, намного выше предполагаемой.

Несколько спорные позиции можно найти в среде историков относительно проблемы ассимиляции этих евреев Кавказа, перешедших на татский язык, сначала со стороны татов, а затем со стороны азербайджанцев.

Задолго до массовой ассимиляции евреи Кавказа обладали в Ширване, Баку и небольших городках и селах данной провинции гигантской этно-культурной и религиозной инфраструктурой.

Это не могло не повлиять на самосознание евреев Кавказа и соседствующих с ними татов, которые испытывали различный уровень ассимиляции и внешнего давления со стороны тюрко-язычного большинства.

 

Общественный сплав татов и евреев

Израильский исследователь Мишель Стоун, занимающийся историей евреев Кавказа, утверждает, что достаточно длительное время, в особенности в XVIII – XX веках, татско-язычные евреи и подавляющая часть собственно самих татов находились в некой этно-социальной «корпорации».

В этой корпорации, с его слов, несомненно, доминировали евреи, считавшиеся татами-иудеями. Эта ситуация еще больше усиливала путаницу, сложившуюся в сознании других народов из-за смешения татов-мусульман и евреев, говоривших на татском языке.

Тюркское население Азербайджана довольно часто называло татов-мусульман «ягуди» или «джуюд», что означало «еврей». Причем симбиоз, смешение татов-мусульман и евреев, говоривших на татском языке, давало в истории жизнь совершенно интересным событиям и процессам.

Взять хотя бы конец XIX века, когда на Кавказе возникли этнические политические организации. Не вызывает сомнений, что три азербайджанские политические партии – «Дафаи», «Адалят» и «Мусават» были созданы при преобладающем участии татов-мусульман и татско-говорящих евреев.

 

Совместное восхождение

Если не считать того длительного периода, когда таты и татско-язычные евреи играли решающую роль в администрациях персидских ханств Ширвана и Гянджи, то именно с началом революционного движения в Российской империи таты и татско-говорящие евреи стали все больше занимать ведущие позиции в обществе, торговле и культуре этих провинций.

Рассматривая родословные и этническое происхождение азербайджанских политических и общественных деятелей, можно утверждать, что таты и считавшиеся татами евреи сыграли решающую роль в создании Азербайджанской республики 1918 года, и, во многом, определяли общественную и культурную жизнь Советского Азербайджана.

Подавляющая часть партийных функционеров, писателей, музыкантов были по происхождению татами, или евреями, считавшимися татами. Из их числа – М.Расулзаде, Х.Хойский, Р.Ахундов, М.Азизбеков, Н.Нариманов, М.Багиров, К.Караев, Ф.Амиров, Т.Салахов, писатели С.Даглы, Д.Новруз, Д.Джаббарлы, певица З.Ханларова, и другие.

 

Татские и еврейские кланы

Азербайджан в советские времена, как и ранее, был известен наличием и большим значением в администрировании, в общественной и экономической жизни различных кланов.

Из этих кланов наибольшим влиянием обладали следующие: шушинский, гянджийский, шекинский, агдамский, шемахинский, нахичеванский, апшеронско-кубинский и другие, менее влиятельные.

Так называемый апшеронско-кубинский клан был в преобладающей мере татско-еврейским. При этом таты-мусульмане и евреи, считавшиеся татами, были организованы в этом клане довольно сплоченным образом.

«Кубинским» он назывался символически, что подчеркивало причастность к нему татов-мусульман и татско-говорящих евреев. В действительности, видимо, никто из коренных жителей города Кубы – в подавляющей мере лезгин, не участвовал в этом клане, где господствовали выходцы из различных городков и поселков Апшеронского региона.

Ключевой задачей представителей этих татско-еврейских кланов было разрушить навязываемую азербайджанскими властями официальную идеологию о том, что созданный советскими властями Азербайджан – есть исконная земля азербайджанцев.

Вот слова композитора К. Караева: «Мне трудно воспринимать Азербайджан, как родину. Моя родина – это Апшерон, его поселки и селения, где я ощущаю себя на земле моих предков, где я получаю вдохновение. Когда я выезжаю за пределы Апшерона, я вижу другую землю, другие ощущения, запахи, звуки».

Следует также отметить, что не исключается версия о том, что татско-еврейские деятели помогали продвигать и защищать исторические теории об албанском, а не азербайджанском происхождении государственности на территории современного Азербайджана.

Так известный востоковед Зия Буниатов и его соратники продвигали историческую доктрину о Кавказской Албании с целью исключить однозначно тюркскую принадлежность Азербайджана. Так они хотели включить в этногенез современных азербайджанцев иудейские группы.

 

Битвы и союзы кланов

После 1969 года в Азербайджане развернулась ожесточенная борьба за власть между двумя кланами – «аристократическим» шушинским, традиционно находившимся у власти, и на тот момент маргинальным нахичеванским кланом. Наиболее известным выходцем из нахичеванского клана впоследствии стал Гейдар Алиев.

Гейдар Алиев вскоре после своего укрепления во главе советского Азербайджана разгромил гянджийский и шекинский кланы. Но так и не сумел до конца расправиться с шушинским кланом. Однако вскоре выяснилось, что апшеронский клан не попал под алиевские чисток, и даже стал партнером команды Гейдара Алиева.

Представители апшеронского клана чувствовали себя хорошо, продолжали занимать командные посты в администрации Алиева и в наиболее доходных сферах деятельности. Существовало несколько «черных касс», принадлежащих данному классу, и которые являлись неприкосновенными.

Нет сомнений в том, что Гейдару Алиеву, выходцу из Нахичевани, который являлся чужаком в Баку, были необходимы союзники и партнеры. Он, будучи представителем регионального клана, выбирает в качестве таких союзников людей из апшеронского клана.

Татско-еврейский клан охотно поддержал Гейдара Алиева — выходца из Нахичевани, курда по происхождению. Стоит отметить, что курды, как и таты – ираноязычный народ. Алиев благодаря этой татско-еврейской поддержке приобрел новые позиции не только в Азербайджане, но и в Москве.

 

Союз татов, евреев и клана Алиевых

Как отмечает информационно-аналитический портал «Геополитика», в период правления семьи Алиевых в Азербайджане увеличилось число татов в силовых структурах, в сфере культуры и управления.

При том, что очень много говорится, что сейчас Азербайджаном управляет нахичеванский клан. Но это утверждение можно было бы сформулировать иначе – Азербайджаном управляет семья Алиевых, при опоре на нахичеванский и татский кланы.

Хорошо известно, что политическое руководство Азербайджана делает ставку на татов и на местных евреев, продолжающих восприниматься в качестве татов, как на проводников интересов Азербайджана в России, США и в Израиле, имея в виду еврейскую среду в целом.

Известные бакинские евреи заместитель председателя Совета Министров СССР, председатель госплана СССР Байбаков, известный музыкант Ростропович и другие выходцы из Баку всегда поддерживали клан Алиева.

Речь идет не только о лоббизме и пропаганде, но и о разведывательной деятельности. Конечно же, с созданием независимого Азербайджана татско-язычные евреи сумели создать свои формальные и неформальные организационные структуры, которые охватывают не только Азербайджан.

Евреи Кавказа, продолжающие считаться татами, опираются на фантастические капиталы, накопленные в различных странах; на контролируемые ими частные компании в Азербайджане.

Их цель – не только преумножить свои капиталы, но и создать условия для сохранения их народа и его позиций на этнополитическом и общественном поле современного Азербайджана.

 

Татско-еврейская крыша

Хорошо известный в мире российского бизнеса бывший «король» Черкизовского рынка Тельман Исмаилов, выходец из татско-еврейской «корпорации», вывел очень любопытную политическую формулу.

Он говорил примерно следующее: «Кто мы без страны, которую мы представляем. Мы сами по себе незащищены. Азербайджан не такое авторитетное государство, чтобы можно было бы опираться на него. Нам нужна другая крыша, если мы хотим представлять из себя что-то».

Видимо, такого рода рассуждения и могут рассматриваться, как некая этнополитическая идеология азербайджанских татов и евреев. Но нельзя скидывать и «местные» амбиции татов и евреев в Азербайджане.

Если сейчас данная тема все еще остается конспирологической, то очень скоро выяснится, что таты и татско-говорящие евреи являются носителями азербайджанской государственности и культуры, генерируют политические и социальные идеи.

Семья Алиевых расчистила дорогу более продвинутым группировкам и кланам как Шемаха-Ширванский, отодвинув всех возможных соперников, предоставив возможность татам и считающихся татами евреев овладеть политической и экономической ситуацией. Оттого можно предположить, что подлинная битва кланов еще впереди.

Внутри самого Азербайджана в последние месяцы резко меняется общественно-политическая ситуация, «арабская весна» стремительно приближается до Баку, а это может послужить ускоряющим фактором ослабления власти семьи Алиевых.

Анвер Агаев Корреспондентский корпус ФЛНКА

https://securecdn.disqus.com/uploads/mediaembed/images/445/6472/original.jpg

 

Курдская карта Ильхама Алиева

анвер агаев

10 Апрель, 2013

Что будут делать курдские партизаны в Турции после того, как окончательно сложат оружие и покинут пределы Турции? Этот вопрос преследует наблюдателей с того момента, как Оджалан сделал свое обращение к пешмерга Турецкого Курдистана. Кроме того, до сих пор актуален вопрос о возможных действиях тех курдских партизан, которые по каким-то причинам откажутся зарывать топор войны, но оставаться в Турции при этом тоже не смогут. Где в такой ситуации курдские партизаны могут применить свои боевые навыки и выразить внутреннюю пассионарность? Ряд экспертов по этому поводу высказали осторожную версию – предположение: курдскими партизанами из Турции может заинтересоваться Азербайджан, который не замедлит использовать боевой и политический опыт пешмерга в рамках своих действий против Армении и Нагорного Карабаха. По мнению экспертов, если знать фактологию вопроса, эта версия не покажется столь экзотичной, как кажется в первый раз. Что по этому поводу думают в экспертном сообществе самой Армении?

По этому поводу со «Спектром» беседовали политолог Левон МЕЛИК – ШАХНАЗАРЯН и востоковед Рубен САФРАСТЯН

Левон Мелик – Шахназарян, армянский историк и политолог, автор книги «Мифы о Карабахском конфликте»:

Как известно, Оджалан в конце марта этого года призвал партизан РПК сложить оружие и покинуть территорию Турции. То, что это говорил Оджалан, сомнений не вызывает, поскольку эти слова были переданы адвокатом лидера РПК, который неоднократно посещал Апо в тюрьме Имралы. Адвокат Оджалана еще ни разу не был замечен в каких-либо подлогах. Другое дело, что сами курды из РПК относятся к заявлению своего лидера с достаточным скептицизмом. Они считают, что призыв сложить оружие Оджалан сделал под сильнейшим давлением. Более того, за годы пребывания Оджалана в тюрьме, Рабочая партия Курдистана сильно изменилась. В боевой организации РПК появились новые молодые авторитеты, которые предпочитают действовать автономно. Самый известный среди них – Мурад Карайылан, лидер Союза курдских сообществ. Среди курдов Карайылан известен как человек, который предпочитает действовать по своему усмотрению. Поэтому я не думаю, что заявление Оджалана приведет к тому, что все курдские партизаны поголовно сложат оружие и уйдут из Турции куда-нибудь в дикие горы или степи.

А может ли какая – то часть вооруженных курдов передислоцироваться на Южный Кавказ, например, ближе к Карабаху, и попытаться выразить свои исторические права на эти земли?

— Эта версия появилась вскоре после призыва Оджалана о разоружении и начале переговоров с турками. Те, кто ее выдвигает, говорят, что официальный Баку будет использовать курдов как ударную силу очередной масштабной агрессии против одного из армянских государств Южного Кавказа или обоих вместе. Лично я уверен в том, что курды как воины никуда не годятся. Максимум, курды могут быть хорошими налетчиками. Исторически так сложилось, что курдские отряды «успешно» действуют только во время стремительных набегов. Они нападают, устраивают погром и исчезают. Так они, в частности, действовали на армянских землях: устраивали набеги на мирную деревню, вырезали жителей, грабили дома, после чего мчались обратно в горы. Исходя из этого, курдские отряды могут быть использованы разве что для каких-то точечных провокаций на границах Азербайджана с армянскими государствами. Максимум, только для этого. В условиях масштабных боевых действий курдские отряды будут всего лишь пушечным мясом.

Но, тем не менее, курдский фактор в Азербайджане есть. Или он не столь серьезен?

— Этот фактор очень серьезен. Азербайджанский курдский фактор связан с тем, что официальный Баку, начиная с 1993 года, переселяет к себе курдов. Большая часть курдов – переселенцев – из Турции, а остальные – из Ирака и Ирана. Впервые об этом факторе заговорили в 1993 году, а его апогей пришелся на 2007–2008 годы. В начале нулевых годов численность курдского населения Азербайджана уже составляла около 250 тысяч человек.

А почему Баку переселял в Азербайджан ближневосточных курдов?

— Курдское переселение в Азербайджан было вызвано не военными причинами, а чисто внутриполитическими. Приезжие курды должны были составить социальную базу правящего клана Алиевых, которые по происхождению являются курдами. Не только покойный Гейдар Алиев и его сын Ильхам являются курдами по крови. Почти все высшие чиновники из алиевского «ближнего круга» – это этнические курды.

То есть, политика Азербайджана сейчас имеет отчетливый курдский облик?

-Азербайджан сегодня практически полностью контролируется курдами. И хотя большинство курдов мимикрирует под тюрок, тем не менее, достоверно известно об этническом происхождении многих руководителей Азербайджана. Так, курдское происхождение Ильхама Алиева ни для кого не является секретом. Этническими курдами являются руководитель администрации президента АР Рамиз Мехтиев и начальник личной охраны папы, а теперь и сына Алиевых Бейляр Эйюбов. Мехтиева и Эйюбова в Азербайджане за глаза именуют «всесильными».

Гендиректор Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев, мэр Баку Гаджибала Абуталыбов и руководитель ЗАО «Азербайджанское телерадиовещание» Ариф Алышанов – тоже курды. Нахиджеванской автономией руководит курд Васиф Талыбов, всей строительной индустрией Нахиджеванской области – курд Эмиль Юджар.

 

Шеф МЧС Азербайджана — курд Камалетдин Гейдаров

Хозяин крупнейшего в АР многопрофильного концерна «Азерсун» – курд Абдулбари Гезал

Есть сведения, что Гейдаров и Гезал финансово поддерживают Рабочую партию Курдистана, ведут прямые телефонные переговоры с лидерами РПК. По крайней мере, такие сведения о них ходили лет пять назад. Столь сильное курдское присутствие в политической вертикали Азербайджана, как и переселение курдов из стран Ближнего Востока, служат одной цели – созданию в Азербайджане курдской социальной базы, на которую бы опирался крайне непопулярный в республике правящий курдский клан Алиевых. В этом свете стоит ожидать того, что переселение курдов в Азербайджан в ближайшее время будет продолжаться.

Курдский фактор в Азербайджане настолько серьезен, что порой непонятно, какая это республика, тюркская или курдская. Влияние курдов сейчас растет не только в Нахиджеване, но и Шамхорском, Дашкесанском, Казахском, Кедабекском, а также в Шаумянском районе Карабаха. Как я уже сказал, с течением времени курдское присутствие в Азербайджане, судя по всему, будет возрастать, но это присутствие не будет военным. Ильхаму Алиеву не нужна война. Ему нужно укрепить собственную власть и силы правящей династии. В 2017 году его сыну Гейдару исполнится 20 лет. Судя по всему, именно юный Гейдар Ильхамович будет кронпринцем Азербайджана. Самому Ильхаму Алиеву в октябре 2017 будет 56 лет. Для политика такой возраст – самый расцвет сил.

Рубен Сафрастян, директор Института востоковедения Национальной академии наук Республики Армения

— Ильхам Алиев – этнический курд. Может ли он попробовать разыграть курдскую карту против Армении?

— Информация, которой я располагаю, не дает сделать глубокий анализ возможного участия Азербайджана в курдском вопросе. Но упор на другую составляющую позволяет сделать какие-то выводы. Составляющая, о которой я говорю, это курдское происхождение Гейдара и Ильхама Алиевых. Кроме того, курд Гейдар Алиев с 1942 года год был кадровым офицером советской госбезопасности. Есть подтвержденные сведения, что его готовили именно как специалиста по курдскому вопросу. Судя по всему, Алиев оправдал надежды своих наставников. В конца пятидесятых по семидесятые годы прошлого века будущий президент Азербайджана был куратором курдской проблемы в Иране и Турции по линии КГБ СССР. Как указывают многие источники, в том числе, публикации азербайджанских оппозиционеров, именно былые связи с курдами Ближнего Востока позволили Алиеву – старшему стать в 1993 году президентом Азербайджанской республики. Так как Гейдар Алиев очень дорожил этими связями, то он вполне мог их потом «передоверить» своему наследнику Ильхаму. В любом случае, это обстоятельство надо иметь в виду.

А какие могут быть возможные сценарии действий «курдской стратегии» Баку?

— На нынешнем этапе карабахского кризиса у Баку остается все меньше и меньше возможностей на оказание какого -либо давления по этому вопросу. Исходя из этого, нельзя исключать того, что официальный Баку когда-нибудь попытается использовать курдскую карту как один из инструментов лоббирования своих интересов по вопросу Нагорного Карабаха. Насколько могут быть серьезны намерения Азербайджана в этом направлении, судить пока рано, но в этом направлении нужно проявлять серьезную бдительность. Если вдруг по этому направлению появятся какие-то факты, то эти факты нужно быстро анализировать, чтобы понять глубинные цели и направления действий Азербайджана в одном из самых сложных и взрывоопасных вопросах Ближнего Востока – курдском вопросе.

Беседовал Орхан ИСКАНДЕРЗОДА

sp-analytic.ru   http://voskanapat.info/?p=1523

 

Ариф Юнусов.

Курды грозятся ударить по Азербайджану

Dec. 17th, 2007 at 9:47 PM

В ответ на удары турок по территории Курдистана в субботу ночью, РКК пригрозила ответными ударами по Азербайджану. О том, что у них есть для этого возможности, читайте ниже:

 

Курды переселяются в Азербайджан

 Этнический фактор всегда играл значительную роль в многонациональном Азербайджане. Достаточно вспомнить карабахский конфликт, а также время от времени возникающие проблемы с активистами лезгин, талышей и аварцев. Однако в нынешнем году все чаще говорят о курдской угрозе.

Вообще-то говоря, эта тема стала актуальной сразу же после прихода к власти в 1993 году Г. Алиева, при котором в середине 90-х годов произошло переселение нескольких сотен семей курдов из Турции. Тревогу вызывал не сам факт миграции курдов в Азербайджан, а то, что речь шла о боевиках из печально известной террористической организации РПК (Рабочей партии Курдистана), глава которой Абдулла Оджалан был арестован турецкими властями именно по обвинению в организации многочисленных террористических акций, в результате которых погибло около 30 тысяч граждан Турции. Именно из-за переселения курдов в Азербайджан временами возникали трения между руководством Турции и Азербайджана. Оппозиция в тот период объясняла достаточно лояльное отношение к этому со стороны властей Азербайджана этническим происхождением самого Г. Алиева (наполовину курд) и его ближайшего окружения, где видную роль играли курды – начальник службы безопасности президента генерал Б. Эййюбов, министр таможни К. Гейдаров и другие высокопоставленные лица.

Так или иначе, но к концу правления Г. Алиева в Азербайджане сформировался «курдский клан», в котором ведущую роль играл Б. Эййюбов. Он был фактически неофициальным главой всего западного Азербайджана от города Гянджи до границы с Грузией. Под его началом были незаконные курдские вооруженные формирования, численностью до четырех тысяч человек, которые часто использовались властями для подавления выступлений оппозиции, а также населения республики (например, в поселке Нардаран в 2002 г.).

С приходом к власти И. Алиева курдская тема на какое-то время как бы отошла на задний план. Однако с конца 2006 г. в прессе, в первую очередь оппозиционной, вновь стали появляться публикации о роли курдского фактора в политической жизни республики. Это было связано с двумя обстоятельствами. С одной стороны, заметно возросла роль Б. Эййюбова, который взял под свой негласный контроль многие сферы жизни в Азербайджане. Почти половина новых глав исполнительной власти в провинциях в период правления И. Алиева – курды по происхождению и ставленники Б. Эййюбова. Но самым важным оказалось назначение президентом государственной нефтяной компании курда и ставленника Б. Эййюбова Р. Абдуллаева. Фактически весь нефтяной сектор оказался под контролем Б. Эййюбова и курдского клана.

Все это настолько усилило позиции Б. Эййюбова, что он развернул борьбу против лидеров двух других крупных кланов – выходцев из Нахичевани и Армении. Одновременно в азербайджанской прессе стали появляться сообщения о новых переселениях курдов из Турции. Вначале эти факты не воспринимались в республике всерьез, ведь об этом и раньше немало писали. Однако в конце апреля 2007 года взорвалась настоящая бомба: появились многочисленные публикации о том, что за последние месяцы в Азербайджан из Турции были переселены до 60 тысяч курдов. В Азербайджан они, по сообщениям оппозиционной и независимой прессы, доставляются на автобусах с символикой РПК. Курды компактно расселяются в селах западных районов Азербайджана, а также в городах Газах, Товуз, Шамкир, Гянджа, Ханлар, Самух и Геранбой. Кроме того, некоторое количество курдов поселилось в Нахичеванской Автономной Республике. Расселением курдов в указанных районах занимаются в основном местные чиновники, курды по национальности. При въезде в Азербайджан курдам выдают удостоверения личности сроком на один год. Прибывшие в Азербайджан курды в короткий срок получают хорошую работу и контролируют различные сферы бизнеса. В западных районах Азербайджана курды в основном контролируют продажу металла. В Нахичевани они занимаются строительным бизнесом, руководителем которого является влиятельнейший курд Э. Юджар. Прибывшие в Азербайджан курды, как правило, состоятельны. Они арендуют дорогие дома азербайджанцев, многие имеют иномарки.

В 2007 году в Азербайджане проходили бурные дискуссии в СМИ о «курдском заговоре» и стремлении определенных сил во властных структурах изменить этническую композицию страны. Ведь, по данным СМИ, речь идет о массовом переселении курдов. При этом говорилось о намерении азербайджанских властей через год увеличить численность курдских переселенцев в Азербайджане до 200 тысяч, а еще через год довести общую численность курдов из Турции до полумиллиона. Кроме того, уже из курдских СМИ в Турции, Ираке и в Европе стало известно о том, что готовится переселение в Азербайджан также курдов Ирака. Если учесть, что по данным независимых наблюдателей сегодня в Азербайджане проживает до 200 тысяч местных курдов, то ясно, что для 8-миллионного Азербайджана такая перспектива действительно может быть угрожающей, учитывая финансовые и административные возможности лидеров курдской общины.

Уже сегодня все чаще и чаще в СМИ появляется информация о конфликтах переселившихся в Азербайджан курдов с местным азербайджанским населением. Ведь многие курды имеют при себе оружие и время от времени пугают жителей азербайджанских сел. Согласно свидетельствам местного населения, в горной зоне Ханлара курды создают военно-учебный лагерь, где обучают новобранцев. В Гяндже курды организовали тайные школы для обучения своих детей родному языку. В Баку журналистам удалось даже встретиться с курдскими пересенцами. По данным миграционных и правоохранительных служб, с начала 2007 г. в поселке Бинагади (пригород Баку) расселилось до 300 курдских семей, и у них часто возникают конфликты с местным населением.

Ситуация стала столь сложной, что премьер-министр Турции Р. Эрдоган выступил с жесткой критикой руководства Азербайджана за попустительство в деле переселения курдов в эту республику. Вслед за этим в парламенте Азербайджана представители оппозиции подняли вопрос о курдских переселенцах, но власти тщательно стараются «замять» эту тему. Правда, представитель правящей партии депутат А. Мирзазаде все же поспешил успокоить общественность, заявив, что причин для беспокойства в связи с переселением курдов пока нет, власти контролируют ситуацию и в случае необходимости примут меры. Тем самым впервые власти признали наличие проблемы и факт переселения курдов в Азербайджан.

Следующим фактом стал инцидент на границе с Грузией: после одного из столкновений с азербайджанским населением власти были вынуждены депортировать около 40 курдов. Однако на границе у них возник новый конфликт, теперь с азербайджанскими пограничниками, в результате трое азербайджанских военнослужащих и два курда с тяжелыми ранениями оказались в больнице. А власти были вынуждены возбудить уголовное дело и тем самым еще раз подтвердить факт переселения в Азербайджан курдов из Турции.

В азербайджанских, а также в турецких СМИ было выдвинуто много версий о причинах переселения курдов в Азербайджан. Надо отметить, что переселенные в Азербайджан курды проживали в тех регионах Турции (Диарбекир, Эрзрум, Догу, Баязет), где антитурецкие настроения выражаются достаточно решительно и откровенно. Кроме того, подавляющее большинство переселенцев являются последователями А. Оджалана – лидера РПК, который до сих пор содержится в турецкой тюрьме. Многие из них имеют опыт вооруженной конфронтации с турецкой полицией. Противостояние это, кстати, в последнее время сильно активизировалось, и даже грозит переброситься за пределы Турции. Борьба курдов в Турции (и это ни для кого не является секретом) направлена на создание в перспективе государства Курдистан на территориях Ирака, Сирии, Турции и Ирана. Согласно одной из версий, Турция, стремясь разрядить обстановку в стране, намеренно высылает из нее курдов. Однако надо отметить, что выселение 60 тысяч, и даже 200 и более тысяч курдов не способно существенно повлиять на потенциал многомиллионной курдской общины Турции. С другой стороны, указанное количество курдов способно повлиять на численное соотношение этнических меньшинств Азербайджана и в перспективе привести к дестабилизации ситуации в республике, что, конечно же, не входит в планы Турции.

Приводится в СМИ и версия, что переселение курдов является частью большой геополитической игры со стороны России: по мнению авторов этой версии, имея серьезное влияние на курдских террористов и сепаратистов, спецслужбы России стремятся таким путем подготовить почву для создания государства «Великий Курдистан» и сорвать планы как Турции, так и США в регионе (работа нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан, и другие региональные проекты).

В Армении тоже обратили внимание на переселение курдов в Азербайджан и выдвинули свою версию. По мнению армянской стороны, курды в основном расселяются в приграничных с Арменией районах Азербайджана, где компактно проживает азербайджанское население. После того, как курды прочно обоснуются на этих территориях, их попытаются использовать в противостоянии с армянами. Иначе говоря, Азербайджан готовится развязать новую войну за Нагорный Карабах и для этих целей формирует очередной антиармянский фактор на Южном Кавказе, который способен еще более усложнить положение Армении в регионе. Переселение курдов направлено на эскалацию напряженности между курдами и армянами с перспективой провоцирования армяно-курдских вооруженных столкновений, — считают в Ереване.

Нам представляется, что на самом деле все гораздо проще. С одной стороны, факт переселения курдов из Турции в Азербайджан не вызывает сомнения. Но вряд ли можно говорить о десятках и сотнях тысяч людей – скорее всего, речь идет о нескольких тысячах курдов. Цель переселения – иметь в своем распоряжении надежную опору для правящей элиты в случае возникновения серьезных проблем внутри страны. Однако факт переселения уже вызвал крайне неоднозначную реакцию в азербайджанском обществе и, вне зависимости от первоначальных целей его инициаторов, может привести к серьезным этническим коллизиям в Азербайджане.

http://www.islamnews.ru/news-8625.html

Категории: Азербайджан, Главное, Курдистан